Новости митрополии

Вход Господень в Иерусалим, Всенощное бдение в Покровском соборе

Вход Господень в Иерусалим, Всенощное бдение в Покровском соборе
Православные христиане собираются на службу (Всенощное бдение),это особое торжество, вэтот праздник прихожане приходят в храм с вербами в подражание народу, встречавшему Спасителя с пальмовыми ветвями (вайи ветви финиковой пальмы).

Православные христиане собираются на службу (Всенощное бдение), это особое торжество, в этот праздник прихожане приходят в храм с вербами в подражание народу, встречавшему Спасителя с пальмовыми ветвями (вайи — ветви финиковой пальмы).

Всенощное бдение в Покровском соборе совершили иерей Сергий Беляев,  протоиерей Максим Спиненко, иерей Александр Микушин, иерей Богдан Кириллов в сослужении протодиакона Владимира Черных.

 Праздник Входа Господня в Иерусалим: исторические сведения и проповеди

Это событие празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста. Сердечно поздравляем вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, с праздником Входа Господня в Иерусалим. Это день особый, множество людей приходит в храм Божий. Некоторые приходят только для того, чтобы освятить вербы. Но надо, чтобы главное – содержание этого праздника, его историческая и духовная составляющие не прошли мимо нас. Именно поэтому мы предлагаем подборку материалов, раскрывающих внешние и внутренние стороны  одного из главных праздников нашей православной церкви.

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха!

Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

Из  евангельской истории

Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем.

Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство.

Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.

«Вход Господень в Иерусалим»

Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды...

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской...» (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

История праздника в России XVII в. В этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича.

Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?

Ю. Рубан

Источник: https://azbyka.ru

Богословское содержание праздника

В этот день Господь был торжественно встречен иудейским народом как Мессия;

Вход Господень в Иерусалим соответствует времени избрания ветхозаветных пасхальных агнцев;

Святые отцы объясняют Вход Господень в Иерусалим как торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и

Крестную смерть. Об этой связи говорит святитель Амвросий Медиоланский: он видит ее в том, что Христос вступил в Иерусалим в день избрания агнца, которого, согласно иудейской традиции, надлежало заколоть на Пасху.

В данном отношении торжественное шествие Христа в Иерусалим соответствовало шествию Его на вольные Страдания, как Новозаветного Агнца.

Святитель Иоанн Златоуст отмечает связь этого события с чудом воскрешения Лазаря и с Воскресением Иисуса Христа. Он обращает внимание на Царское достоинство Иисуса, явленное в событии праздника. А также подчеркивает торжественность вхождения Христа в Иерусалим, которая резко выделяла это событие на фоне других случаев прибытия Христа в Иерусалим во время Его земной жизни.

Святитель Григорий Палама подчеркивает сверхъестественный характер события праздника, поскольку было явлено чудо – Сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал о Христе: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?». В богослужебных текстах недели ваий говорится, что Сам Всесвятой Дух научил детей воспевать хвалебную песнь Сыну Давидову при торжественном входе Его в Иерусалим. А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети». Святой также присовокупляет, что «приступающие к божественному учению должны быть детьми в душе своей» подобно тем детям, встречавшим Христа в Иерусалиме.

Блаженный Иероним Стридонский дает символическое толкование восседанию Христа на ослице и осленке: «Мы переносимся к более возвышенному смыслу, чтобы уразуметь, что эта ходившая под ярмом ослица, порабощенная, влачившая бремя закона, есть синагога [или народ иудейский]; а осленок, игривый и свободный, – народы языческие, на которых воссел Иисус; к ним двоим послал Он и двух учеников Своих: одного – к обрезанным, а другого – к язычникам».

В событии Входа Господня в Иерусалим исполнился ряд пророчеств о Мессии. Например, народ восклицал слова мессианского псалма: «Благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21: 9 – ср. Пс. 117: 26).

Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Сын благословен не потому, что получил благословение от Отца, а потому, что от нас Ему приносится благословение, подобающее только Богу. Святой Ириней Лионский, размышляя на эту тему, обращает внимание, что если Господь Иисус Христос «есть Тот Самый, Который предвозвещен пророками, и если пришествие Его доставило принявшим Его обильнейшую благодать и большие дары, то очевидно, что и Отец есть Тот же Самый, Который возвещен пророками, и пришедший Сын преподал познание не о другом Отце, но о Том, Который изначала был проповедан, от Которого Он и принес свободу».

Архиепископ Никанор (Каменский), однако, смещает акцент в понимании этого пророчества на торжественное вступление в Сион Давида и отождествляет слова «Благословен грядый во имя Господне» с приветствием Давида ликующей толпой. Он говорит, что это вхождение Давида соответствует торжественному вступлению в Иерусалим Иисуса Христа. Из его рассуждения следует, что простой народ провозглашал слова 117 псалма, которые хранились в их умах и сердцах, вероятно, как результат «школьного научения, из которого народ мог знать о мессианском значении этого места 117 псалма». Здесь нужно добавить, что, по свидетельству блаженного Иеронима, 117 псалом был у древних евреев в числе молитв, посредством которых испрашивалось пришествие Мессии [5].

Знаете ли вы, что:

  • Еврейское выражение «осанна» буквально означает «спаси же» .
  • 117 псалом был у евреев в числе молитв, посредством которых испрашивалось пришествие Мессии.
  • в Иерусалим верхом въезжали только цари? Традиционно все паломники входили в Иерусалим пешими, в знак смирения.
  • «Ослица, порабощенная, влачившая бремя закона, есть синагога, а осленок, игривый и свободный, – народы языческие…».
  • Зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа, ибо ваий (или вербы) есть ветви вновь распустившегося дерева. Светильники, которые держат при вербах молящиеся, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. 

Важно помнить.

Освящается в первую очередь не верба, а сам христианин, держащий в руке вербу, что видно из текста самой молитвы (русский перевод):

«…О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем…».

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Проповеди и слова пастырей церкви:

Митрополит Макарий (Булгаков) Слово в неделю Ваий  

        Митрополит Сурожский Антоний  Вход Господень в Иерусалим 

Г.С. Битбунов  Вход Господень в Иерусалим / Двунадесятые праздники  (историко-литургическое описание) 

Праздник Входа Господня в Иерусалим: иконография, живопись, поэзия

Праздник Входа Господня в Иерусалим: художники и поэты о празднике

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху

Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху

24 апреля, в праздничный пасхальный день в ДК Барнаула выступил хор воскресной школы Покровского кафедрального собора, под руководством Вероники Архиреевой девочки исполнили: Тропарь Пасхи греко-латино-славянский; Он воскрес и теперь переливами А. Чепурен

Встречаем Пасху!

Встречаем Пасху!

Христос Воскрес! Воистину Воскрес! - Звучали звонкие голоса ребят Воскресной школы Храма пророка Божия Илии и всех присутствующих на Празднике. Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и р

Популярные новости

Четверг первой седмицы Великого поста. Великий покаянный канон прп. Андрея Критского
Новости прихода

Четверг первой седмицы Великого поста. Великий покаянный канон прп. Андрея Критского

21 марта 2024 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Настоятель Александро-Невского Собора протоиерей Андрей Басов возглавил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского. Настоятелю сослужил Благочинный ...