Заданные вопросы
03.09.2017. Спрашивает Моё имя Любовь. Я из Барнаула
Ответ:
Здравствуйте, Любовь. Предлагаем Вам святоотеческое поучение.
Отчего нам живется тяжело?
Кто ныне доволен своей судьбой? Много ли на свете таких счастливцев? Один жалуется на болезни и немощи, другой — на бедность и неудачи житейские; тот несет тяжелый крест скорбей от семейных своих, этот — от посторонних людей, тяжело отцу с матерью терпеть грубость своевольных детей; тяжело мужу от прихотей своенравной жены, а сколько горя несет иная жена от жестокого мужа — о том и говорить нечего. Жалуется крестьянин на недостатки и тяжелую жизнь; жалуется купец на застой в торговых делах; жалуется хозяин на то, что честных работников нелегко найти, жалуется и работник, что хозяин ему за труд не платит или обсчитывает, притесняет его. Уже слышатся жалобы, что нельзя стало положиться на соседа, на друга, на брата: везде обман и своекорыстие; уже дети не стыдятся, не страшатся обманывать, окрадывать своих родителей. И вот за такие грехи и беззакония людей сама природа восстает на них: из дальних стран приходят вести о грозных землетрясениях, и у нас на Руси то и дело слышишь: здесь — засуха и неурожай, там — повальные болезни; тут — пожары, там — саранча и какие-то жучки — опустошители полей, о которых предки наши и не слыхивали. Удивляться ли после этого, что нам живется невесело, что все эти нестроения и скорби ложатся тяжелым гнетом на грешное сердце?
Знаю, мне скажут: "Это и прежде всегда бывало; где люди — там и немощи, там и всякие беды и скорби; а все же прежде жилось легче, чем теперь". Правда, друга мои. Но вот в чем большая разница: в старые добрые времена люди грешили, но греха не таили, грех грехом и называли и во грехе каялись; ныне грешат, но греха знать не хотят, в своем же грехе готовы других винить и лукавят пред Богом, лукавят пред своей совестью, а о покаянии и не думают. Прежде скорбели — и в скорбях к Богу прибегали, у Бога искали и находили утешение, а ныне скорбят — и о Боге забывают, думают сами, одним своим умом, с бедой справиться, оттого и скорби и беды день ото дня становятся тяжелее.
Бывало, случится народное бедствие: засуха, неурожай, повальная болезнь или нашествие врагов иноплеменных, — наши предки тотчас к Богу с молитвой; наложат на себя пост, каются, творят милостыню, просят
милости Божией, и Господь, бывало, смилуется, пошлет дождь благорастворенный, прекратит болезнь, прогонит врагов, и отдохнет земля грешная по милости Божией.
А ныне — или вовсе Богу не молятся, или же, если и вздумают помолиться по случаю бездождия, например, или болезни какой, если и поднимут иконы святые на поля засохшие, то что нередко бывает? Вместо поста и покаяния устроят праздник и гулянье, и пьют, и пьянством сугубо Бога прогневляют.
Хорошо рассуждает обо всем этом один пастырь в своем поучении: "Не легко, — говорит он, — жилось в старые годы предкам нашим. То татары несколько столетий не давали им покоя, то поляки, шведы и, наконец, французы. И слава Богу, не погибла наша Русь, напротив, еще окрепла и как бы закалилась в бою с врагами. Умели, надо сознаться, наши деды и биться со врагом; умели находить себе и союзников. Союзники те — Царица Небесная, Сергий Преподобный и др. Умели они и собой жертвовать для блага и спасения Отечества. Хотя бы нижегородец Минин, простой торговец, с какими словами обратился к согражданам своим в тяжкую для Отечества годину? "Если захотим помочь Московскому государству, — говорил он, — так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего: дворы продавать, жен и детей закладывать!" И действительно, многие отдавали последнее для "великого земского дела". Так, пришла одна вдова к Минину и говорит: "Осталась я после мужа бездетна, и есть у меня 12.000 рублей: 10.000 р. отдаю я в сбор, а 2.000 р. оставляю себе".
Недаром тогда так часты бывали и чудотворения. Стоили их деды наши! Благодушно и мужественно переносили они тяготы жизни. А мы, слава Богу, живем за Царем своим точно за каменной стеной; крепостное право уничтожено, всем сословиям даны одинаковые права; воинская повинность стала всеобщей, беззавидной; да и что она такое в сравнении с прежней воинской службой? Казалось бы, радоваться нам только и благословлять судьбу, но, увы, на деле видим совсем не то: недовольство и недовольство, куда ни обернись, всюду, недовольство в людях "житьем-бытьем" своим. Чего хотят? Бог знает! Полной свободы от всех податей и повинностей? Но разве это возможное дело? Разве какое общество может существовать
спокойно при таких условиях! Как будто может быть царство без войска, без судей и т.п.!
Так, скажете, но живется-то нам тяжело в сравнении с прежним! Правда, но кто же виноват, скажите, если ныне что ни селение, то и питейный дом, что ни сход, то и повальное пьянство? В городах и деревнях люди почтенные на собрания общественные редко являются и через то дают полный простор крикунам — пьяницам да задорной молодежи. До общественных дел никому и дела нет, всякий о себе лишь думает, как бы нажиться, если можно, около общественного дела. При выборах в разные должности не о том забота, чтобы выбрать людей достойных и способных, а как бы или самому втереться в должность, если она выгодная, или "назло" выбрать человека нелюбимого, если должность без выгод, какова должность присяжных, например. Понятно, можно ли тут ждать пользы для общего дела? Отсюда — растраты общественных сумм, скопление недоимок и т.п. Все это оттого, что в нас нет настоящей любви к своему Отечеству, любви к ближнему, заботы о благе общем. Каждый думает: лишь бы мне было хорошо, а до соседа мне дела нет! Значит, не другой кто, а мы сами виноваты, что живется нам тяжело!
Или на то обратим внимание: предки наши в трудные минуты жизни искали себе обыкновенно помощи свыше и для этого в польскую, например, годину первым долгом наложили на себя трехдневный пост. А у нас оброчные дни — не большей ли частью дни самого безобразного пьянства? Умилостивить Бога хотим не молитвой и постом, не покаянными слезами, а — стыдно сказать — бездельничанием! Прекратим работу на известный день и думаем: угодное Богу дело сделали! Как будто работа и труд — что-нибудь противное Богу. Други мои! Труд заповедан нам Самим Богом: «шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя», — вот нам заповедь от Господа.
Но для Бога, для молитвы, для дел богоугодных нужно и работу оставлять, как во дни, например, воскресные и во все великие праздники. "Для Бога и богоугодных дел", — помните! А мы в молитве ли проводим праздники? При этом, кроме Церковью заповеданных праздничных дней, сколько у нас своих дней бездельных! Например: многие и во многих местах чтут подобным образом разные пятницы, особенно Ильинскую пятницу: точно пятница не такой же день, как и прочие, и, главное, точно работать в будни — грех!
А престольные праздники? Целую неделю пьет иной человек и думает, что это он Богу празднует! А в такие дни, как Георгиев день, 1-е августа, 1-й день Спасов, 3-й день Спасов и другие, отчего бы во все эти дни, сходя в церковь, потом не заняться работой? Но у нас очень часто пропадают даром не только самые праздничные дни, большие или малые, а и следующие за ними по неспособности многих приняться наутро за дело с похмелья. И потом еще жалуемся: жить нам стало тяжело! Чуть ли не полгода празднуем и хотим жить в довольстве. Богу молиться — лень и работать — лень! А жить хотим не так, как жили наши прадеды, а в роскоши и полном довольствии! От себя, други мои, живется тяжело нам!" (Поучения о. Белоцветова).
Самих себя, братие, винить надо во всем, что бывает с нами скорбного, всему тому одна причина: грехи наши тяжкие да наша нераскаянность. Но если уж мы так слабы, так немощны, что никак с собой не сладим, и не хотим, да согрешаем, то не будем, други мои, по крайней мере самих себя оправдывать: будем во грехах своих скорее каяться, и тогда — милостив Господь! — Он подаст нам руку помощи и поднимет нас, и нам будет легко, легко даже тогда, когда будем нести тяжелый крест скорбей за грехи свои, ибо сердцем будем чувствовать, что кого любит Господь, того и наказывает.
Ответ на этот вопрос прочитали 2092 посетителей
Вернуться к списку вопросовПопулярные новости
В Барнауле торжественно встретили ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
2 октября 2024 г. в Александро-Невском соборе состоялась встреча ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны. Торжественную встречу ...
Фотовыставка «Теплота Веры», посвященная 30-летию Барнаульской Епархии открылась в г. Заринске
6 октября 2024 года, по благословению Митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, по приглашению благочинного Заринского округа, руководителя межъепархиальной Коллегии по взаимодействию Церкви с вооруженными силами и ...