Русская Православная Церковь
Московский Патриархат, Алтайская Митрополия
Барнаульская Епархия

Деятельность

Версия для печати

Изучение книги Апостол

15.06.2020

9 июня в Православном Молодежном Объединении «Невские» при храме св. блгв. кн. Александра Невского под кураторством его клирика иерея Сергия Никандрова прошли очередные занятия по изучению Книги Апостол. Ввиду временной служебной занятости отца Сергия изучение Евангелия не проводилось, а разбор 6 главы книги Деяний Святых Апостолов провёл, согласно благословению, иподиакон Виктор Полевой из г. Домодедово. Помимо ведущего – Виктора, отец Сергий благодарит всех, кто, несмотря на его отсутствие, остался верен традиции и пришёл на занятия – старосту Евгению Семакову, Николая Серкина, певчую Нину Афонскую, Николая Князева и Александра Суворова. 

Структурно занятие прошло по традиционной схеме: после хоровых молитв перед учением и «началом всякаго дела» была совместно зачитана глава Деяний, по 1-2 стиха на каждого, чтобы все могли проникнуться текстом, почувствовать сопричастность общему делу и дух соборности в коллективе, невзирая на расстояние. Прежде всего, это важно для людей с ограниченными возможностями, которым такие занятия помогают не только духовно развиваться, открывая новые горизонты, но и обретать новых друзей и единомышленников, находясь в коллективе с царящей в нём почти семейной атмосферой взаимопомощи, любви и заботы. 

Вторым этапом, после частных высказываний по изучаемому материалу, были рассмотрены мнения современных известных теологов, таких как: профессор Кураев, Осипов, протоиерей Давыденков, Смирнов, иерей Максимов, их рассуждения по пройденной теме. 

На заключительном этапе участники кружка высказали частные мнения и задали дополнительные вопросы, раскрытые ведущим, опирающимся на труды святых отцов по данной теме. Это позволило сравнить, правильность собственного понимания Писания с действительным толкованием таких святых учителей Церкви, как Феофилакт Болгарский, Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский, Серафим Роуз, Иустин Попович, чтением которых обычно и заканчиваются занятия. 

Вопросы, на которые не было дано ответа, - хороший стимул самостоятельно поискать святоотеческие материалы и поделиться со всеми на следующей недели. 

Из самостоятельной полемики и трудов св. Феофилакта Болгарского и св. Иоанна Златоуста мы смогли установить основную поучающую и информативную часть 6 главы Деяний. Во-первых, фарисейская суть состояла в большей заботе о земной славе, нежели о спасении души, они более боялись стыда перед людьми, нежели суда Божия. Видно это из того, что не находя в чём уличить допрашиваемого ими святого первомученика архидиакона Стефана и чем возразить на его грамотную речь, вынуждены были нанять лжесвидетелей (в коих не было нужды, если бы Стефан был в чем-то не прав и речь его можно было оспорить). Они продолжали гореть негодованием пред своим обличением, добавляя к невольному своему преступлению – сознательное, в твёрдом намерении погубить Стефана, невзирая даже на то, что Сам Бог преобразил чудесно лице его в знак справедливости и богооткровенности им говоримого. Такова суть фарисеев, чьё имя стало нарицательным, а беспринципность вошла в притчи во языцех. Видя явную неправоту свою, они ради сокрытия пред людьми одного невольного преступления совершают злейшее и уже сознательное преступление против Бога. 

Во-вторых, первая часть главы повествует нам об истории возникновения института диаконства, причинах его возникновения, об изначальном смысле и предназначении. Сейчас, когда институт диаконства всё более вырождается, превращаясь в украшение интерьера, имея целью лишь предание большей торжественности архиерейским богослужениям, остаётся лишь пожалеть о прежних временах. Тогда диаконы были действительно необходимы для несения важного социального служения. ‘’Пещись о столах’’ словами апостола Петра – это не только распределять милостыню и питание, но и снимать со священника излишнюю, не свойственную ему нагрузку администрирования. На самом деле, диаконы хоть и ассистируют при богослужении, но их присутствие на нём не обязательно и является не самой главной их обязанностью. В наше время, когда диаконы нужны, как правило, только для этого, да и вообще являются персонажами из красной книги, а старост, казначеев, людей, работающих с общиной, да и самих общинных советов почти нет (либо они формальны), очень досадно и не правильно то, что упускается огромная практическая польза от института диаконства, которое могло бы, по словам того же апостола, дать священству заниматься своим прямым делом – отправлением богослужений, молитвой, несением Слова Божия и совершением таинств. Не разрываться между обязанностями администратора, казначея, работника с общественностью, катехизатора, прораба, и третейского судьи среди конфликтующих прихожан – всем тем, что изначально и было прямой обязанностью дьяконов, а вовсе не сослужение в алтаре. В былые времена диаконы даже окормляли. Хотя они и не освящали самих Святых Даров, но причащали оными в качестве курьеров, доставляя в дома болящих. Сколько пользы можно было бы из этого извлечь,- сетует на сайте «Правмир» протоиерей Виктор Григоренко,- и служба идёт более споро, когда священник может спокойно исповедовать, пока диакон кадит и читает ектинии, и батюшкам не приходится брать на себя лишние обязанности или тратить личное драгоценное время на окормление на дому… если же диакон не может даже и Святых Даров доставить, в качестве курьера,- продолжает протоиерей Виктор, - то становится вообще непонятным и священный сан и само существование диаконов как таковых. О том же, какими справедливыми «управителями столов» были первые диаконы, мы видим из того, как быстро были утешены вдовицы и водворён мир, а о их талантах катехизаторов можем судить по пламенной речи Стефана перед судом. Каждый из нас на его месте закончил бы семинарию с золотой медалью, отвечая столь точно и совершенно почти весь Ветхий Завет и одновременно ещё и грамотно его истолковывая. 

Домашним заданием к следующему занятию по 7 главе Деяний для всех участников кружка предлагается: установить, понять и попытаться объяснить, за что же при столь грамотной речи первомученика, опирающейся лишь на реальные тексты иудейских пророчеств, судьи отреагировали столь неадекватной яростью и решили побить его камнями? 

СЛЕДУЮЩАЯ ВСТРЕЧА ПРОЙДЁТ В 18-00 ПО БАРНАУЛЬСКОМУ И 14-00 ПО МОСКОВСКОМУ ВРЕМЕНИ. С радостью ждём новых гостей и участников, а также большей активности в предварительных обсуждениях, в интересных вопросах и предлагаемых мнениях, показывающих умение не только читать, но и самостоятельно рассуждать над Писанием. А по окончании, в оставшееся свободным время, не стесняться спрашивать о недопонятом и поднимать темы на будущее, разобрав которые, ведущие смогли бы затронуть и их. 

Всем благословенной недели и до новой встречи за чаем на нашем занятии во вторник. Божьей помощи в учении и в работе над домашними заданиями.

. Фото 1



Все новости раздела




Другие новости раздела:

16 июня прошла онлайн-встреча Православного Молодежного Объединения «Невские» по изучению Священного Писания. Занятие по рассмотрению 7 главы Деяний Святых Апостолов с опорой на толкование св. Феофилакта Болгарского провел Виктор Полевой ...
5 мая в удаленном режиме прошла Евангельская встреча «Невских». Занятие провели иерей Сергий Никандров и Виктор Полевой.    Продолжили изучать Евангелие от Марка, разобрали 14-34 стихи пятой главы. Эпизод исцеления бесноватых в ...
Чтение Священного Писания православным молодежным объединением «Невские» продолжается в удаленном режиме. 29 апреля онлайн-занятие провел куратор молодежного объединения иерей Сергий Никандров.    Изучили 4 главу Евангелия от ...
Великим Постом «Невская» молодежь продолжила изучение Священного Писания в условиях карантина 31 марта в православном молодежном объединении при Соборе Александра Невского состоялось традиционное еженедельное занятие по изучению ...