Деятельность
В Барнаульской духовной семинарии обсудили вопросы миссионерского служения в современных условиях
АКМО "Невские" приняли участие в секции «Миссия в молодежном служении», которая состоялась в Барнаульской духовной семинарии 1 марта, в рамках мероприятий, посвященных 90-летию со дня блаженной кончины святителя Макария – апостола Алтая.
На конференции присутствовали студенты и преподаватели семинарии, барнаульских вузов, активисты молодежных православных объединений и духовенство Барнаульской епархии.
На мероприятии обсуждались вопросы миссионерского служения в современных условиях, феномен успеха миссии святителя Макария Алтайского, отличия миссии в храме и за его пределами и особенности реализации миссионерских целей через Интернет.
Участники конференции представили вниманию слушателей следующие доклады:
- роль дебатов (дискуссионых клубов) между представителями православной молодежии и студентами светских вузов в миссионерском контексте
- интернет, как пример необработанной «жатвы»
- возможности реализации миссионерских целей в среде интернета
- причины успешности миссии преподобного Макария Алтайского (Глухарева) - докладчик Алена Дорошенко (АКМО "Невские").
- место миссии в жизни современного христианина и современной Церкви
- миссия родным и близким.
Среди выступающих были священники, семинаристы, студенты светских высших учебных заведений города.
Работа секции прошла в рамках научно-практической конференции «Святитель Макарий (Невский): миссионер, просветитель, духовник», посвященной 90-летию преставления ко Господу святителя Макария (Невского) и 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Мероприятие было организовано Алтайской митрополией совместно с Барнаульской духовной семинарией и Управлением по культуре и молодежной политике администрации Алтайского края.
Доклад "Причины успешности миссии преподобного Макария Алтайского (Глухарева)"
Алтайская Духовная миссия не была первой по времени учреждения Миссией Русской Православной Церкви в Сибири, не была она и самой большой по многочисленности паствы или по протяженности территории, на которой действовала. Однако она была признана наиболее приблизившейся к идеалу православного миссионерства.
В 1828 году Святейший Синод издал указ об учреждении Алтайской Духовной Миссии. Первым алтайским миссионером и организатором Духовной Миссии стал преподобный Макарий (Глухарев) — ученый архимандрит, один из самых выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю. Дата и фото
На Иркутском миссионерском съезде 1910 года Алтайская Духовная Миссия была названа «образцом и руководителем» для других Миссий, потому что воспитала целую плеяду миссионеров-подвижников для Алтайской Миссии и для других Духовных Миссий Русской Православной Церкви, потому что православное просвещение народов Алтая и Горной Шории совершалось алтайскими миссионерами в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением.
Материалы из фондов Миссии свидетельствуют о том, что алтайские миссионеры не только проповедовали Божественное Евангелие людям, но и создали письменность для народов Алтая и Горной Шории, одарили их первыми книгами на родном языке, устроили школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали их от самоуправства чиновников, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой и благодаря бережному отношению к языку и национальным традициям коренных жителей Алтая и Горной Шории, содействовали становлению их национальной культуры. Следует сказать, что все первое поколение алтайской и шорской интеллигенции — учителя, врачи, писатели, художники — были исключительно воспитанниками миссионерских школ, или детьми алтайцев-миссионеров, или бывшими сотрудниками Алтайской Духовной Миссии.
Документальные материалы, хранящиеся в фондах Алтайской Духовной Миссии, позволяют проследить ее историю от основания в 1830 году до начала 1919 года. Перед революциями 1917 года Миссия имела 30 миссионерских станов, более 40 церквей, десятки часовен, 84 школы, при каждой из которых была устроена библиотека. Миссия издавала книги на алтайском языке, имела врачебную службу в лице фельдшеров и оспопрививателей-миссионеров, а главное, обладала богатыми миссионерскими традициями, коренившимися в благодатном духовном опыте «незабвенного архимандрита», как называли на Алтае основателя Миссии преподобного Макария (Глухарева).
Принципы миссии, установленные архим. Макарием (Глухаревым), основывались на Евангельских принципах, на опыте святых отцов, также для миссионерской работы он получил инструкции от Св. Синода и от архиеп. Евгения (Казанцева). Благодаря практической деятельности эти принципы о. Макарий развил, дополнил и конкретизировал. Ученики и последователи архим. Макария продолжили и развили эти принципы, к которым прежде всего относятся:
– необходимость подготовки к миссии
– последовательность миссии
– пример личной жизни
– необходимость знания менталитета, верований и образа жизни народа
– донесение истины на родном языке народа
– признание свободы человека, к которому обращена проповедь
В своей работе «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между магометанами, евреями и язычниками в Российской державе» архим. Макарий предложил, подробно описал и разъяснил свой план подготовки миссионеров. Он предлагал организовывать образовательные заведения (это могли бы быть общежительные монастыри – мужской и женский). В этих Миссионерских образовательных монастырях, как называл их архим. Макарий, главное внимание должно было быть обращено на нравственное воспитание, затем на получение воспитанниками различных знаний, а также приобретение аскетических навыков послушания, терпения, смирения. Св. Синод планов архим. Макария не одобрил, эта работа увидела свет только в 1893-1894 гг. А митрополит Филарет (Дроздов) пожелал о. Макарию, чтобы он сам был для молодых сотрудников семинарией, академией и университетом.
И нужно сказать, что так оно и было, потому что этот православный деятель был очень образованным человеком, имел глубокий аскетический опыт, тем самым следуя собственному принципу — использовать личный пример. Кроме того, из результатов его деятельности видно, что он являлся не только сильной и волевой личностью, сумевшей добиться поставленной цели, но и умелым руководителем, чутким человеком, использовавшим, говоря современным языком, личностный подход. Он изучал язык алтайцев, для них был создан алфавит, объединивший несколько наречий. Миссионеры использовали каждую возможность для проповеди. Часто они на несколько дней поселялись в своих палатках недалеко от какого-нибудь кочевого стана, знакомились, беседовали, и, если видели заинтересованность, рассказывали о христианской вере, о Боге, при этом учитывали разные личностные особенности людей. Трудность обучения грамоте и проведения бесед как раз и заключалась в том, что алтайцы — это, в основном, кочевые племена, и было невозможно оторвать их от привычных занятий, сделать осёдлыми и усадить их поголовно за парты.
Сами алтайские миссионеры успех Миссии видели не в количестве алтайцев, приведенных к святому Крещению, а в доброй христианской жизни новокрещеных. Священник Макарий Абышкин в своих записках искренне отмечал: «Я знаю одно изречение, которое гласит так: «Все больше можешь принести пользы человечеству, если будешь заботиться не столько о том, чтобы воздвигать крыши храмов и домов, сколько о том, чтобы возвысить душу каждого человека». Это изречение я не забываю, и я буду постоянно иметь его в виду и работать по его указанию».
Необходимо упомянуть и о том, что до прихода миссионеров население Алтая было языческим, и полностью отказаться от элементов язычества удалось не всем новокрещеным, они принимали участие в привычных праздниках и религиозных обрядах, таких, как жертвоприношение. Многие из них полагали, что, чем больше нательных крестиков он будет носить, тем ближе он к Богу. Но это — особенности, на наш взгляд, любой миссионерской деятельности. Сходу сломать привычный образ жизни населения никогда не удавалось, и Русь когда-то крестили «огнём и мечом», и древнеславянские праздники были и остаются одними из любимых для населения нашей страны.
Поэтому-то для Макария и была важна каждая душа, истинно уверовавшая в Господа. Его деятельность не была поверхностной, косметической процедурой, она несла в себе зачатки глубоких, коренных изменений, которые постепенно меняли облик населения. В настоящее время многие представители алтайской национальности являются православными христианами. Алтайцы имеют богатую культуру, христианство не стало её основой, но отец Макарий внёс богатый вклад в развитие этого народа и его духовность, что, несомненно, является одной из его главнейших заслуг.
Литература: - http://psmb.ru/mission/article/glavnye-principy-missii-v-sochinenijakh-i-praktike-altai-1418/ (Чевалков М., свящ. Памятное завещание: Автобиография миссионера Алтайской духовной миссии. М., 1894; Макарова-Мирская А.И.. Апостолы Алтая. Москва, 1997; Макарова-Мирская А.И.. Апостолы Алтая. Москва, 1997)
- http://missia.eparhia.ru/history/alt_mis/
Автор доклада: Алена Дорошенко.
Фотогалерея
Все новости раздела
АКМО "Невские" приняли участие в секции «Миссия в молодежном служении», которая состоялась в Барнаульской духовной семинарии 1 марта, в рамках мероприятий, посвященных 90-летию со дня блаженной кончины святителя Макария – апостола Алтая.
На конференции присутствовали студенты и преподаватели семинарии, барнаульских вузов, активисты молодежных православных объединений и духовенство Барнаульской епархии.
На мероприятии обсуждались вопросы миссионерского служения в современных условиях, феномен успеха миссии святителя Макария Алтайского, отличия миссии в храме и за его пределами и особенности реализации миссионерских целей через Интернет.
Участники конференции представили вниманию слушателей следующие доклады:
- роль дебатов (дискуссионых клубов) между представителями православной молодежии и студентами светских вузов в миссионерском контексте
- интернет, как пример необработанной «жатвы»
- возможности реализации миссионерских целей в среде интернета
- причины успешности миссии преподобного Макария Алтайского (Глухарева) - докладчик Алена Дорошенко (АКМО "Невские").
- место миссии в жизни современного христианина и современной Церкви
- миссия родным и близким.
Среди выступающих были священники, семинаристы, студенты светских высших учебных заведений города.
Работа секции прошла в рамках научно-практической конференции «Святитель Макарий (Невский): миссионер, просветитель, духовник», посвященной 90-летию преставления ко Господу святителя Макария (Невского) и 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Мероприятие было организовано Алтайской митрополией совместно с Барнаульской духовной семинарией и Управлением по культуре и молодежной политике администрации Алтайского края.
Доклад "Причины успешности миссии преподобного Макария Алтайского (Глухарева)"
Алтайская Духовная миссия не была первой по времени учреждения Миссией Русской Православной Церкви в Сибири, не была она и самой большой по многочисленности паствы или по протяженности территории, на которой действовала. Однако она была признана наиболее приблизившейся к идеалу православного миссионерства.
В 1828 году Святейший Синод издал указ об учреждении Алтайской Духовной Миссии. Первым алтайским миссионером и организатором Духовной Миссии стал преподобный Макарий (Глухарев) — ученый архимандрит, один из самых выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю. Дата и фото
На Иркутском миссионерском съезде 1910 года Алтайская Духовная Миссия была названа «образцом и руководителем» для других Миссий, потому что воспитала целую плеяду миссионеров-подвижников для Алтайской Миссии и для других Духовных Миссий Русской Православной Церкви, потому что православное просвещение народов Алтая и Горной Шории совершалось алтайскими миссионерами в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением.
Материалы из фондов Миссии свидетельствуют о том, что алтайские миссионеры не только проповедовали Божественное Евангелие людям, но и создали письменность для народов Алтая и Горной Шории, одарили их первыми книгами на родном языке, устроили школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали их от самоуправства чиновников, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой и благодаря бережному отношению к языку и национальным традициям коренных жителей Алтая и Горной Шории, содействовали становлению их национальной культуры. Следует сказать, что все первое поколение алтайской и шорской интеллигенции — учителя, врачи, писатели, художники — были исключительно воспитанниками миссионерских школ, или детьми алтайцев-миссионеров, или бывшими сотрудниками Алтайской Духовной Миссии.
Документальные материалы, хранящиеся в фондах Алтайской Духовной Миссии, позволяют проследить ее историю от основания в 1830 году до начала 1919 года. Перед революциями 1917 года Миссия имела 30 миссионерских станов, более 40 церквей, десятки часовен, 84 школы, при каждой из которых была устроена библиотека. Миссия издавала книги на алтайском языке, имела врачебную службу в лице фельдшеров и оспопрививателей-миссионеров, а главное, обладала богатыми миссионерскими традициями, коренившимися в благодатном духовном опыте «незабвенного архимандрита», как называли на Алтае основателя Миссии преподобного Макария (Глухарева).
Принципы миссии, установленные архим. Макарием (Глухаревым), основывались на Евангельских принципах, на опыте святых отцов, также для миссионерской работы он получил инструкции от Св. Синода и от архиеп. Евгения (Казанцева). Благодаря практической деятельности эти принципы о. Макарий развил, дополнил и конкретизировал. Ученики и последователи архим. Макария продолжили и развили эти принципы, к которым прежде всего относятся:
– необходимость подготовки к миссии
– последовательность миссии
– пример личной жизни
– необходимость знания менталитета, верований и образа жизни народа
– донесение истины на родном языке народа
– признание свободы человека, к которому обращена проповедь
В своей работе «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между магометанами, евреями и язычниками в Российской державе» архим. Макарий предложил, подробно описал и разъяснил свой план подготовки миссионеров. Он предлагал организовывать образовательные заведения (это могли бы быть общежительные монастыри – мужской и женский). В этих Миссионерских образовательных монастырях, как называл их архим. Макарий, главное внимание должно было быть обращено на нравственное воспитание, затем на получение воспитанниками различных знаний, а также приобретение аскетических навыков послушания, терпения, смирения. Св. Синод планов архим. Макария не одобрил, эта работа увидела свет только в 1893-1894 гг. А митрополит Филарет (Дроздов) пожелал о. Макарию, чтобы он сам был для молодых сотрудников семинарией, академией и университетом.
И нужно сказать, что так оно и было, потому что этот православный деятель был очень образованным человеком, имел глубокий аскетический опыт, тем самым следуя собственному принципу — использовать личный пример. Кроме того, из результатов его деятельности видно, что он являлся не только сильной и волевой личностью, сумевшей добиться поставленной цели, но и умелым руководителем, чутким человеком, использовавшим, говоря современным языком, личностный подход. Он изучал язык алтайцев, для них был создан алфавит, объединивший несколько наречий. Миссионеры использовали каждую возможность для проповеди. Часто они на несколько дней поселялись в своих палатках недалеко от какого-нибудь кочевого стана, знакомились, беседовали, и, если видели заинтересованность, рассказывали о христианской вере, о Боге, при этом учитывали разные личностные особенности людей. Трудность обучения грамоте и проведения бесед как раз и заключалась в том, что алтайцы — это, в основном, кочевые племена, и было невозможно оторвать их от привычных занятий, сделать осёдлыми и усадить их поголовно за парты.
Сами алтайские миссионеры успех Миссии видели не в количестве алтайцев, приведенных к святому Крещению, а в доброй христианской жизни новокрещеных. Священник Макарий Абышкин в своих записках искренне отмечал: «Я знаю одно изречение, которое гласит так: «Все больше можешь принести пользы человечеству, если будешь заботиться не столько о том, чтобы воздвигать крыши храмов и домов, сколько о том, чтобы возвысить душу каждого человека». Это изречение я не забываю, и я буду постоянно иметь его в виду и работать по его указанию».
Необходимо упомянуть и о том, что до прихода миссионеров население Алтая было языческим, и полностью отказаться от элементов язычества удалось не всем новокрещеным, они принимали участие в привычных праздниках и религиозных обрядах, таких, как жертвоприношение. Многие из них полагали, что, чем больше нательных крестиков он будет носить, тем ближе он к Богу. Но это — особенности, на наш взгляд, любой миссионерской деятельности. Сходу сломать привычный образ жизни населения никогда не удавалось, и Русь когда-то крестили «огнём и мечом», и древнеславянские праздники были и остаются одними из любимых для населения нашей страны.
Поэтому-то для Макария и была важна каждая душа, истинно уверовавшая в Господа. Его деятельность не была поверхностной, косметической процедурой, она несла в себе зачатки глубоких, коренных изменений, которые постепенно меняли облик населения. В настоящее время многие представители алтайской национальности являются православными христианами. Алтайцы имеют богатую культуру, христианство не стало её основой, но отец Макарий внёс богатый вклад в развитие этого народа и его духовность, что, несомненно, является одной из его главнейших заслуг.
Литература: - http://psmb.ru/mission/article/glavnye-principy-missii-v-sochinenijakh-i-praktike-altai-1418/ (Чевалков М., свящ. Памятное завещание: Автобиография миссионера Алтайской духовной миссии. М., 1894; Макарова-Мирская А.И.. Апостолы Алтая. Москва, 1997; Макарова-Мирская А.И.. Апостолы Алтая. Москва, 1997)
- http://missia.eparhia.ru/history/alt_mis/
Автор доклада: Алена Дорошенко.
Фотогалерея
Другие новости раздела
ПМО "Невские" награждены дипломом краевого театрального фестиваля «Жар-птица» за спектакль «Святые Мурома»
17 ноября 2024г. состоялся 10-й юбилейный краевой театральный фестиваль алтайской митрополии: «Жар-птица», собравший для участия театральные коллективы из разных уголков нашего края. Театральный коллектив Православного молодежного
Тепло рук и сердца: Как рукодельницы кружка «Невские» поддерживают наших солдат
По благословению настоятеля Александро-Невского Собора г. Барнаула и руководителя секретариата регионального отделения ВРНС протоиерея Андрея Басова, в рамках православного молодежного объединения действует благотворительный рукодельный кружок
Популярные новости
В Барнауле торжественно встретили ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
2 октября 2024 г. в Александро-Невском соборе состоялась встреча ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны. Торжественную встречу ...
Фотовыставка «Теплота Веры», посвященная 30-летию Барнаульской Епархии открылась в г. Заринске
6 октября 2024 года, по благословению Митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, по приглашению благочинного Заринского округа, руководителя межъепархиальной Коллегии по взаимодействию Церкви с вооруженными силами и ...