Русская Православная Церковь
Московский Патриархат, Алтайская Митрополия
Барнаульская Епархия

Новости митрополии

Версия для печати

Завершена работа над росписями нижнего придела храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Барнауле

02.12.2019

Работа над росписями велась по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия и под руководством настоятеля доктора искусствоведения протоиерея Георгия Крейдуна. Главный художник – Иван Торопов. Он окончил Новоалтайское художественное училище, затем учился в Академии живописи Ильи Глазунова в Москве. После этого, по приглашению о. Георгия вернулся на малую Родину и начал расписывать храм Иоанна Богослова. Это произошло почти шесть лет назад, в феврале 2014 года. Теперь масштабная работа окончена, и нижний храм обрел полноценные росписи. 

Как известно, монументальные росписи православных храмов являются важнейшей канонического частью религиозного искусства. Построение храмовых живописных сюжетов подчиняется определенным правилам и канонам, делающим росписи частью богослужебного действа. Образ Спасителя, причащающего апостолов, обычно, размещается на Горнем месте, над ним – образ Божией Матери. Также в алтарной части присутствуют образы Великих Святителей – творцов литургии. На колоннах по обе стороны апсиды размещены сюжеты Крестного пути (слева) и Воскресения Христа (справа). В нижнем храме два престола – один в честь Святого Равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, второй – в честь преподобного Макария (Глухарева), апостола Алтая. Поэтому в правом пределе на Горнем месте изображен образ Спаса на убрусе, несомый ангелами над панорамой сибирских гор.

Важнейший иконографический замысел росписей нижнего храма заключается в изображении событий Ветхого Завета как прообразов новозаветной Священной истории. Потолок храма как будто шатер из драгоценной ткани (парчи), шитой золотом, - подобно скинии Завета при Моисее. По стенам в нижнем регистре куст Неопалимой купины, жезл прозябший, руно, а сверху уже новозаветные образы, - исполнение прообразов и предсказаний. Вся западная стена – это уникальный «Хор пророков». Здесь в исторических одеждах большие и малые пророки Ветхого Завета со свитками, на которых важнейшие их высказывания. Между верхним и нижним регистрами орнаментальная полоса с выдержками из Писания, объясняющими глубокую связь между Ветхозаветной и Новозаветной эпохами.

На северной стене размещены образы Ноя с детьми, Авраама с сыном Исааком, царей Израильских Давида и Соломона, а также образ Моисея в пустыне со скрижалями Завета, стоящего у источника воды среди народа Израильского.

Четыре столпа в основной части храма имеют свои посвящения: святителям, мученикам, преподобным и праведным, а также святым женам. На правом переднем столпе редкое изображение первомучеников Российских варяга-христианина Феодора и его сына - отрока Иоанна.

В замысле иконописной программы храма гармонично сочетается две важных темы: Библейская история и история Православия на Руси и, в частности, на Алтае. В продолжение темы истории Русской церкви в притворе, в ряду арочных пристенных киотов находятся образы русских святых – это и великие князья, и страстотерпцы, и священномученики. Притвор храма по древневизантийской традиции обычно посвящается либо истории строительства храма, либо церковным событиям в период строительства храма. И неудивительно, что здесь молящиеся смогут увидеть два сюжета, близких к нашему времени. Слева – «второе Крещение Руси». На фоне Храма Христа Спасителя, как символа современного возрождения Церкви, и храмов Иоанно-Богословского комплекса изображены Русские патриархи ХХ века, а за ними все архипастыри ХХ века, служившие когда-либо на Алтае. ХХ век для Православия на Русской земле преисполнен событиями и мученичества, и исповедничества, и нового возрождения. Справа – образ Коробейниковской иконы Божией Матери – с ней связано возрождение Православия на Алтае. Этот иконографический сюжет уникален тем, что разработаны клейма, отражающие историю поругания, спасения и обновления Образа. Центральным сюжетом, разумеется, является Крестный ход, который ежегодно в течение недели следует по просторам Алтая в Коробейниково к Чудотворному образу.  

С 1990-х годов в России вновь строятся храмы, возрождаются древние традиции церковного искусства, которые призваны помочь верующим в молитве, в познании духовного мира, в осмыслении Священного Писания и событий церковной жизни. В этом нельзя не видеть удивительного, непредсказуемого и часто непонятного для человеческого разумения Промысла Божия, устремляющего человеческое бытие к вечному спасению.

Следует добавить, что новосозданные росписи храма Равноапостольного князя Владимира в Иоанно-Богословском храмовом комплексе Барнаула представляют собой интерес для специалистов-искусствоведов как высокохудожественное произведение монументальной живописи, а значит, это не только явление Епархиального значения, но и незаурядное событие в культурной жизни Алтайского края.

. Фото 1
. Фото 2
. Фото 3
. Фото 4
. Фото 5
. Фото 6
. Фото 7
. Фото 8
. Фото 9
. Фото 10
. Фото 11
. Фото 12
. Фото 13
. Фото 14
. Фото 15
. Фото 16
. Фото 17
. Фото 18
. Фото 19
. Фото 20
. Фото 21
. Фото 22
. Фото 23
. Фото 24
. Фото 25
. Фото 26
. Фото 27
. Фото 28
. Фото 29



Все новости раздела




Другие новости раздела:

Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры (Лк. 21: 11). В Евангелии моры (греч. ) это заразные болезни, то есть эпидемии. Христос сказал, что моры будут, и вот они есть. Они должны быть. Спаситель пытается донести до нас, что ...
К Дню славянской письменности и культуры В Писании сказано: от избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34). Действительно, наша речь отражает внутреннее состояние человека, выявляет его отношение к выполняемой деятельности. Активный словарь ...
В Барнауле вудаленном режиме проходятЕвангельскиевстречиНевских. Занятие 5 мая провели иерей Сергий Никандров и Виктор Полевой. Участники продолжили изучать Евангелие от Марка, разобрали 14-34 стихи пятой главы. Эпизод исцеления бесноватых в ...
Как это сложно женщина и война! Можно ли совместить эти понятия? Женщинапризвана смиряться и любить, продолжать жизнь в роду и воспитывать детей.И война, где совершается убийство, царит страх и жестокость, но этому великому злу противостоит ...