Новости митрополии
Знаменскому собору – 156 лет
Одному из старейших храмов в Барнауле - Знаменскому собору в этом году - 156 лет. История становления, разрушения и восстановления храма в материале архивариуса епархии Тамары Владимировны Скворцовой Барнаульский Знаменский собор - один из
Одному из старейших храмов в Барнауле - Знаменскому собору в этом году - 156 лет. История становления, разрушения и восстановления храма в материале архивариуса епархии Тамары Владимировны Скворцовой
Барнаульский Знаменский собор - один из старейших храмов города, история которого началась с середины XVIII века. В начале 1751 года руководитель Барнаульского духовного правления протопоп Симеон Мефодиев направил в Тобольскую епархию Доношение, в котором обосновал необходимость строительства церквей на территории горного округа. Вот как пишут прихожане Барнаула в ходатайстве об этом:
-1751 году ноября 30 дня дали сию подписку в том, что хотя при здешнем Барнаульском заводе святая церковь во имя Первоверховных Апостол Петра и Павла на пред сего построенная и имеетца, только оная состроена по имеющемуся здесь довольному людству не весма велика и собирающиеся в праздничные и воскресные дни все вмещатса не могут и в той церкви бывает великое утеснение. Итого ради по имеющемуся здесь многолюдствию, а за милостию, ныне имеющейся, желаем вновь другую церковь построить по общему всех мирских людей согласию по течению речки Барнаула на правой стороне во имя святых пророка Захария и Елисаветы, в чем под сим и подписуемся и при сем же просим, когда оную вновь святую церковь строить дозволено будет, то б и на строение оной надобно лес соблаговолено было отвесть в близости здешняго Барнаульского завода... -
24 июля 1752 года заложена и 24 июня 1754 года церковь во имя Святых и Праведных Захария и Елисаветы отстроена и освящена. Храм строился по плану и под непосредственным руководством геодезии прапорщика Пимена Старцова, “на доброхотные пожертвования разных лиц и мест”. Первым старостой был житель деревни Ересной Федор Черданцев, выбранный от заводских мирских людей. Первыми служителями церкви были священник Иоанн Алексеев, дьячек Петр Хаов, пономарь Леонтий Серебренников. Расписывал ее присланный с Колыванского завода крестьянин Алексей Попов.
К приходу церкви были приписаны, кроме горожан, жители 11 деревень: Ересной, Бельмесева, Буранова, Шадрина, Усть-Алейской, Калманской, Вяткиной, Легостаева, Большой Речки, Камышенской, Клепикова - всего 141 двор, 816 душ обоего пола. Барнаульцев среди них было 279.
Среди прихожан церкви был известный изобретатель “огнем действующей машины” Иван Иванович Ползунов. В мае 1766 года, за несколько дней до смерти, он внес в казну храма 20 рублей “ради новостроящегося придела Николая Чудотворца”.
В начале 60-х годов XYIII века в Захариевской церкви служили священник Андрей Пеунов, диакон Семен Чукмеев, пономари Иван Гребяков и Афанасий Соболев.
Уже к 1772 году здание сильно обветшало. Вновь были собраны средства. В 1778 году построена новая церковь, уже двухпрестольная; второй престол - во имя Святого и Чудотворного Николая, архиепископа Мир-Ликийского. Автором проекта был И.И.Черницын, ученик И.И.Ползунова.
В связи с активным заселением Алтая и храмостроительством многие церкви испытывают недостаток в служителях. В 1779 году в Захариевской церкви по штату “надлежало быть: два священника, один дьякон, два дьячка, два пономаря.” А работало всего трое - священник и два пономаря.
Из клировой ведомости за 1780 год:
“Священник -1, Афанасий Михайлов Соболев, 36 лет, женат.
Пономарей - 2, Иван Тимофеев Третьяков, 41 год, вдов.
Дмитрий Иванов Данилов, 14 лет.
При них находятся дети, не определенные в церковный причет и семинарию:
священника Афанасия Соболева сын Андрей, 9 лет - обучается петь по нотам. У пономаря Ивана Третьякова дети: Петр 14 лет, Алексий 9лет - твердят часослов, Александр 5 лет. У пономаря Дмитрия Данилова брат Степан, поповский сын, 13 лет, петь по нотам обучается. Диакон Николай Сергеев.
Приписных дворов в Барнауле 226. Народ в Заречной части был в основном бедный, церковный доход весьма скромен. В это время число дворов в приписных деревнях увеличивается до 279.
Из клировой ведомости за 1846 год:
-Построена 1778 года из прежней церкви, которая построена была в 1754 году, на чьим иждивении - не известно. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, ветха, по неправильной осадке стен и ветхости вообще в зимнее время очень холодно... Часовен и молитвенных домов в приходе сей церкви нет-
Но и в этих условиях жизнь церкви идет своим чередом. Службы проводятся регулярно.
В 1844 году архитектор Турский представил на рассмотрение Томской губернской строительной комиссии архитектурный план и чертежи новой каменной трехпрестольной церкви во имя Свв. Захария и Елисаветы, предполагаемой к строительству вместо ветхого деревянного храма. Приделы предполагались во имя Святителя и Чудотворца Николая и Архистратига Михаила. Церковь должна была быть двухэтажной. Благословение дано Владыкой Афанасием, епископом Томским и Енисейским. И грамота дана барнаульскому купцу второй гильдии Михаилу Чернышеву, согласно его прошению, «на сооружение каменной церкви собственным его иждивением». Но, видимо, не хватило средств или была иная причина, но этот проект храма не был претворен в жизнь. И, наконец, в августе 1852 года получена грамота от епископа Афанасия согласно прошению доверенных Градо-Барнаульской церкви, барнаульских мещан Василия Мушникова, Алексея Суслонова и крестьянина Степана Левягина на сооружение новой каменной церкви с приделами во имя иконы Знамения Божией Матери, Святых и Праведных Захария и Елисаветы и Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мир-Ликийского, которую “по чиноположению церковному заложить Барнаульскому благочинному протоиерею Петру Васильеву.”
Закладка храма состоялась в 1853 году. И с этого времени староста церкви Василий Степанович Мушников шлет прошения от имени прихожан “ко многим архипастырям”, как то: «Их Высокопреосвященствам Высокопреосвященнейшим Никанору, митрополиту Санкт-Петербургскому; Филарету, митрополиту Московскому; Арсению, архиепископу Варшавскому; Георгию, архиепископу Тобольскому; Платону, архиепископу Рижскому; Григорию, архиепископу Казанскому; Смарагду, архиепископу Орловскому; Павлу, архиепископу Черниговскому; Евгению, архиепископу Ярославскому; Филарету, епископу Харьковскому; Тимофею, епископу Смоленскому; Николаю, епископу Калужскому; Иеремии, епископу Новгородскому - с пожеланием иметь списки с чудотворных икон Божией Матери». Все архипастыри откликнулись на просьбы прихожан и прислали списки с чудотворных икон: Иверской, Споручницы грешных, Тихвинской, Казанской, Почаевской, Троеручницы, Ярославской, Абалакской, Елецкой, Ильинской, Свенской, Призри на смирение, Псковской, Ахтырской, Калужской, Грузинской, Толгской, Умиление. В октябре 1854 года священно-церковнослужители храма обратились к епископу Томскому и Енисейскому Парфению с прошением «учредить при Захариевской церкви чтение акафистов в честь Божия Матери. В 6 часов вечера с благовестом в праздничный колокол: 1-е на все воскресные дни, начиная с 14 сентября и продолжая до дня Св. Пасхи, 2-е на некоторые дни празднеств в честь икон Божия Матери, списки с которых имеются при сей церкви». Под прошением подписались: священник Павел Белоярский, диакон Павел Михневский, пономарь Афанасий Лавров, дьячек Гавриил Михайловский.
О некоторых результатах вышеназванного обращения “ко многим архипастырям” можно узнать из рапорта священнослужителей Знаменской церкви Преосвященнейшему Парфению, епископу Томскому и Енисейскому, от 16 февраля 1856 года:
«Градо-Барнаульской Захариевской церкви церковный староста Василий Симеонов Мушников доставил в означенную церковь полученные от тверской помещицы г. Улановой два креста и две иконы, в которых хранятся разные святыни, как то: ризы Господней, древа животворящего креста Господня, камня гроба Господня, камня гроба Божией Матери, камня гроба Димитрия Ростовского Чудотворца, одежды Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, одежды Александра Свирского; части святых мощей: Василия Великого; Григория Богослова; Иоанна Златоустого; священномученика Ермолая; Ефремия Сирина; Аврамия Ростовского; Димитрия, митрополита Ростовского Чудотворца; Феодора Священного; Феодора Сиксота; Анастасия Перского; Василия Анкирского; Феодора Стратилата; Димитрия Солунского; Андрея Стратилата; Никиты Мидийского; преподобной Феодоры Александрийской; великомученицы Варвары; мученицы Анастасии». Мушников вместе с сими святынями доставил и документ от 13 июля 1855 года, написанный Улановыми:
«Нижайше представляя означенный документ, осмеливаемся утруждать особу Вашего Преосвященства документ этот утвердить и приказать передать нам для всегдашнего хранения при церкви, а иконы и кресты, содержащие в себе вышеупомянутые святыни, - благословить и поставить в приличном месте храма для поклонения им благочестивых христиан».
21 августа 1856 года епископ Парфений наложил на это письмо резолюцию, которой предписал сделать так, как просили священники.
Само здание храма было построено уже в 1857 году. Вот как пишет в рапорте в алтайское горное правление исправляющий должность архитектора губернский секретарь Н. Шульдаль от 14 августа 1857 года:
«Согласно предписанию Алтайского Горного Правления от 4 января с.г. за №71, строющаяся в г. Барнауле во имя свв. Захария и Елизаветы церковь, мною освидетельствована и оказалось: каменныя, плотничныя и кровельныя работы произведены во всех частях согласно утвержденному плану и фасаду, из хорошего качества материалов и самые работы произведены прочно; о чем Алтайскому Горному Правлению имею честь донести…»
По распоряжению горного начальника А.Е. Фрезе, по проекту урядника Иванова была построена каменная ограда.
В июле 1859 г. церковь была полностью освящена и начались регулярные службы
Из ведомости:
О церкви Знаменской города Барнаула за 1910 год.
«Церковь построена в 1859 году тщанием прихожан, а большею частию на пожертвования, собранные в разных местах Сибири и России. Зданием каменная, с таковою же в одной связи колокольнею, крепка, покрыта железом. Престолов в ней три: главный во имя Знамения Божией Матери, явленного Ею в Новгороде и придельных – два, по правую сторону во имя Свв. прав. Захария и Елисаветы, а по левую во имя Свт. Николая, ахиепископа Мирликийского Чудотворца… По штату при ней положены: 2 священника и 2 псаломщика».
Вот и вознесся восьмиглавый красавец храм с высокой, стройной трехярусной колокольней в 12 колоколов: самый большой – 212 пудов два фунта, и самый маленький - 11 фунтов. Церковь выходила на Сенную площадь. Белый декор на фоне красных кирпичных стен придавал особую нарядность церковному зданию.
Какая была радость для православных жителей Барнаула, особенно для прихожан церкви, всех, кто вкладывал свой посильный труд и материальную помощь в возведение нового храма!
Старую же, деревянную церковь, аккуратно разобрали и по благословению епископа Парфения (от 20 ноября 1859 года) перенесли в Зайчанскую часть города, где по тому же проекту, используя большую часть крепкого строительного материала, построили первую деревянную церковь во имя Покрова Божией Матери.
В 1761 году у Захариевской церкви было 1688 прихожан, в 1819-2580, в 1840-3339, в 1914-6116.
Из ведомости о церкви во имя Божией Матери в память явления Ею Знамения в Новограде за 1901, 1909 годы:
«Молитвенных домов в приходе Знаменской церкви нет, а есть каменная часовня, построенная в 1879 году за г. Барнаулом в роще при большой дороге из города Барнаула в Семипалатинск в расстоянии от приходской церкви почти в трех верстах. Построена она бывшим купцом Филиппом Гавриловым Филатовым взамен стоявшего неподалеку деревянного креста. За часовней ныне наблюдает тот же, ныне мещанин, Филатов. Старосты при часовне нет. Богослужение в ней не отправляется, кроме молебнов в праздники Вознесения Господня и Воздвижения Честного Креста Господня.... Библиотека церковная есть и по своему составу достаточна. В ней книг разных наименований 96 в 616 томах. При сей же церкви помещалась и безплатная Духовно-нравственная библиотека, в коей книг разных наименований 564, но в конце 1901 года переведена в здание церковно-приходской Одигитриевской школы. В эту библиотеку выделено из церковной 170 книг в 200 томах - Церковно-приходская школа есть в приходе для девочек, открыта протоиереем Николаем Корольковым в 1900 году 17 сентября. Помещается она в доме, пожертвованном барнаульским купцом Иваном Спорыхиным. Содержится частию на доходы с церковного дома, частию на суммы Св. Синода и частию родителями учащихся в школе детей. Заведующим школой состоит протоиерей Николай Корольков. Законоучителем в ней священник Павел Соколов. Учительница - кончившая курсы епархиального училища Мария Андреевна Волынкина. Рукоделие преподает барнаульская мещанская дочь девица Олимпиада Кожевникова, за что и получает по 5 рублей в месяц из местных средств. Учитель пения - псаломщик сей церкви Василий Корольков.
Заведующий школой, законоучитель и учитель пения за труды вознаграждения не получают. Обучаются в школе 57 человек. В настоящем году (1909) выпущено со свидетельством об успешном окончании курса девять девочек. В приходе есть две школы смешанные для мальчиков и девочек, ведомства Министерства Народного Просвещения, законоучителем в них - студент Михаил Герасимович Моцартов».
Школы Министерства Народного Просвещения находились одна на Пароходной зимовке (Затон), другая - в деревне Ересной. В 1909 году прихожан Знаменской церкви насчитывалось 6108 человек. И в этом же году жители Нагорной части города возбудили вопрос о постройке в конце Большой Змеевской улицы (ныне улица Аванесова) церкви Святой Троицы, будущей приписной к Знаменскому храму.
В 1915 году при Знаменской церкви построили и освятили каменную часовню в память 300-летия царствования дома Романовых. Построена она барнаульским второй гильдии купцом Иваном Спорыхиным, который еще в 1910 году обратился с прошением к протоиерею Николаю Королькову, сообщив о желании “построить на свой счет часовню по прилагаемому проекту”. В газете «Жизнь Алтая» за 28 августа 1915 г. было объявление, что при Знаменской церкви 30 августа с.г. состоится освящение часовни.
У истоков строительства нового каменного храма стоял «священник Павел Константинович Белоярский, 1826 года рождения, дьяческий сын, в 1848 году окончил курс учения в Тобольской духовной семинарии, 6 декабря этого же года рукоположен к сей церкви во священника Преосвященным Афанасием, епископом Томским и Енисейским. За ревностное служение церкви и попечительство о благости храма 25 октября 1855 года получил благословение и благодарность от епископа Парфения, в 1859 году награжден набедренником.
Указом Томской Духовной Консистории от 29 декабря 1861 года определен к преподаванию Закона Божия нижним воинским чинам, находящимся в Барнауле. В память о войне 1853-1856 годов имеет наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте».
Много потрудился на ниве Христовой протоиерей Николай Петрович Корольков, 1845 года рождения. Окончив полный курс Томской духовной семинарии в 1866 году, был рукоположен во священника. В Знаменскую церковь переведен из Покровской в 1894 году. В 1900 году трудами о. Николая устроена школа для девочек. В 1904 году построены два двухэтажных дома для причта церкви по ул. Б. Олонской. А в 1915 году сооружена собственная школа на углу ул. Подгорной и Ивановского Лога. В 1898 году протоиерей о. Николай Корольков получил пенсию “за свыше двадцатипятилетнюю службу законоучителем по Министерству Народного Просвещения”. Состоял членом правления при Барнаульском Духовном училище с 1879 года по 1886 год и с 1896 по 1898 г. С 8 марта 1892 года являлся духовником благочиния № 17 (все церкви города).
Из наградного списка протоиерея Николая Петровича Королькова за 1916 год: «Награжден в 1872 г. набедренником, в 1882г. - скуфьей, в 1887г. - камилавкой, в 1896г. -наперсным крестом, в 1901 г. - орденом Святой Анны III степени, в 1903 г. - Библией от Св. Синода, в 1904 г. - саном протоиерея, в 1914 г. - орденом Святой Анны II степени. Кроме того, удостоен в 1876 году благословения Св. Синода, в 1901 г. - архипастырского благословения. Имеет медаль в память незабвенного царя Миротворца Александра III и право ношения медали в память 25-летия церковных школ и юбилейного знака в память царствования дома Романовых».
Уже в возрасте 71 года он состоял сотрудником Епархиального попечительства о бедных духовного звания (с 1872 г.), духовником Барнаульских градских причтов (с 1892 г.), заведующим Знаменской церковно-приходской школой (с 1900 г.), законоучителем Знаменской церковно-приходской школы во всех отделениях (с 1915 г.).
В семье о. Николая Королькова жена и девять детей - шесть дочерей и три сына. Сыновья пошли по духовной линии: Петр стал священником, а Василий и Александр -псаломщиками при Знаменской церкви. Две дочери вышли замуж за священников. В 1938 году сыновья Василий (был уже диаконом) и Александр, и жена Василия Мария Даниловна были расстреляны.
Вместе с о. Николаем Корольковым служил священник Николай Иоаннович Слободский, закончивший Томскую семинарию. Из послужного списка: награжден набедренником, за заслуги по духовному ведомству награжден скуфьей. Имеет серебряную медаль в память незабвенного Царя-Миротворца Александра III. За усердную и полезную службу по епархиальному ведомству удостоен архипастырского благословения. За заслуги по духовному ведомству награжден камилавкою. Получил по случаю назначения священником Барнаульского пехотного резервного полка во время мобилизации 1900 года единовременно 300 рублей Высочайшего пособия. Грамоту, переводные указы и свидетельства на награды имеет и хранит их в церкви. Состоял законоучителем Кривощековской сельской школы, состоит следователем по благочинию № 17. Состоял наблюдателем за церковно-приходскими школами. Состоит членом отделения Барнаульского училищного совета по назначению Его Преосвященства. Преподавал безплатно Закон Божий мальчикам в доме призрения. Состоит законоучителем в начальной городской женской школе Министерства народного просвещения. Состоит законоучителем в начальной городской школе для мальчиков. Преподает безплатно Закон Божий в учебной команде Барнаульского резервного кадрового батальона, за что и получил благодарность от съезда депутатов от духовенства Барнаульского училищного округа.
После октября 1917 года судьба храма мало отличается от судеб других церквей. Еще 27 октября 1918 года прихожане Знаменской церкви, выслушав доклад священника Иоанна Шорина, постановили: «... вносить каждому из своих средств по полтора рубля в месяц, а в год - 18 рублей на дела церковной благотворительности, религиозно-нравственного просвещения и другие дела спасения ближнего...»
Но новой власти не до нравственного воспитания. 1922 год. Под видом помощи голодающим Поволжья начинается кампания по изъятию церковных ценностей.
Из доклада Алтайской губернской комиссии по изъятию ценностей:
«...с 10 марта по 12 апреля 1922 г. изъято серебра из Знаменской церкви - 33 ризы вес. 2 пуда 36 фунт. 67 золотн. (из них одна весом 37 фунт.), 6 сосудов и др. предметов церковного обихода весом 5 фунт. 42 золотн., ломи резной - 9 фунт. 35 золотн.» и т. д.
(Если бы все это пошло в помощь голодающим Поволжья! Позже многие ценные православные святыни были выставлены на аукционе в Париже).
В 1923 году Знаменская церковь станет ненадолго кафедральным собором.
В 1933 г. в город прибыл архиепископ Иаков (Маскаев), прославленный в лике святых новомучеников Российских Юбилейным (2000 г.) Архиерейским собором Русской Православной Церкви. Здесь прошли последние дни его исповеднического пути. Видимо, после канцлагеря он был выслан в Сибирь. В Знаменском кафедральном соборе архиепископ Иаков главным образом и нес свое архипастырское служение. Какие это были службы! О них сохранились целые легенды. На Пасху собирались в Знаменский храм люди из Барнаула и пригорода, чтобы получить благословение Владыки.
Вспоминают, что последнее время перед арестом архиепископ Иаков служил каждый день. И ежедневно пешком в полном облачении с архиерейским посохом ходил в храм, служил, проповедовал. Силы уже оставляли Владыку, по пути он делал несколько остановок, чтобы передохнуть, и следовал дальше, опираясь на посох.
В октябре 1936 г. он был арестован и 29 июля (день памяти новомученика Иакова и с ним пострадавших) 1937 г. расстрелян.
В 1934-1936 годах храм использовали вместо элеватора. Община верующих обращалась за помощью повсюду: в Запсибкрайисполком, в краевую комиссию по рассмотрению религиозных вопросов в Новосибирске. Написали заявление в Москву на имя Калинина, Вышинского, наконец, на имя Крупской с просьбой не засыпать зерном храм. Всего подписалось 2169 верующих общины. Но Москва промолчала. Местное начальство предложило использовать сторожку при храме для совершения богослужений.
В марте 1938 года было сфабриковано дело об убийстве сторожа при Знаменской церкви, по которому “раскрыто” дело одной из групп “Контрреволюционной церковно-монархической повстанческой организации”. Усиливалась волна репрессий. По сути, все шло к ликвидации храма. 7 декабря 1938 года подписана смета на 47063, 72 руб. на переоборудование бывшей церкви по ул. Б. Олонской для Алтайкрайархива. Решением крайисполкома от 11 апреля 1939 года церковь была закрыта. В том же году снесли купол, разбили колокольню. В интерьере устроили второй этаж. В 60-е годы к церкви были сделаны пристройки.
Так храм утратил исторический облик и уже не отличался от других строений, но все же стоял, как воин Христов, на страже Церкви. Благодаря тому, что в нем был размещен архив, сохранились многие церковные документы. И не только по Барнаулу и Барнаульскому благочинию. В архив стекались церковные бумаги из Бийска, других городов и сел Алтайского края.
В конце 1992 года храм иконы Знамения был возвращен Православной церкви. Благословением епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона настоятелем храма был назначен протоиерей о. Михаил Капранов (+2007). Предстояло восстановление разрушенной святыни, и дело это казалось невозможным. От красавца храма остались только стены, изувеченные пристройками. Не было даже пола, отошла штукатурка, зияли проломы конструкций.
Богослужения начались почти сразу после назначения настоятеля в пристройках, которые очень быстро освободили прихожане от всего лишнего. 10 декабря 1993 года был отслужен акафист иконе Божией Матери Знамение и начались работы по строительству Иоанно-Кронштадтского придела, где была устроена купель для совершения таинства крещения полным погружением. С февраля 1994 года в храме начались регулярные богослужения.
В марте 1994 года образована Барнаульская епархия, правящим архиереем которой по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен Преосвященнейший Антоний, епископ Барнаульский и Алтайский.
При Знаменском храме распоряжением правящего архиерея, был образован женский монастырь. Его первой настоятельницей стала монахиня Глафира (в миру Галина Викторовна Любицкая). Она - из тайных монахинь, также, как и первые сестры монастыря - ныне покойная схимонахиня Филарета, схимонахиня Георгия, схимонахиня Гавриила и другие. Через два года их молитвами и трудами был восстановлен главный храм и освящен придел в честь иконы Знамение Божией Матери. А еще через полгода, приняв схиму, скончалась первая настоятельница монастыря схимонахиня Евлогия (Глафира). Ее могила находится на территории монастыря за алтарем храма.
В 1997 году восстановлены и освящены исторические приделы - Свято-Никольский в январе и в честь Свв. прав. Захария и Елисаветы - в августе.
Еще не начинались работы по воссозданию внешнего исторического облика храма, как стала сама “отходить” от храма пристройка с южной стороны. Когда ее разобрали, появились пять окон и еще два в притворе. Храм открылся во всей своей первозданной красоте.
Указом епископа Антония Барнаульского и Алтайского от 6 августа 1997 г. временно исполняющей обязанности настоятельницы монастыря назначена была благочинная монахиня Надежда (Чанова). Указом на основании решения Святейшего Синода от 19 апреля 2000 г. монахиня Надежда назначена настоятельницей Знаменского женского монастыря с возложением на нее наперсного креста. Она продолжала преобразования храма. Был обустроен келейный корпус в двухэтажном деревянном здании, ранее принадлежавшем Знаменскому собору, начато строительство будущей реставрационно-иконописной мастерской, построена каменная ограда, оборудована трапезная, проведено отопление, сам храм был очищен от большинства пристроек советского времени. Был разбит приусадебный участок, цветники. С 2003 г. обязанности настоятельницы монастыря исполняла монахиня Илария (в миру – Любовь Михайлова). При ней достроена и освящена реставрационно-иконописная мастерская, увеличена в высоту каменная ограда. В декабре 2004 года в монастыре произошел пожар, сгорел деревянный келейный корпус. Пожар унес жизни двух насельниц – старейшей схимонахини Георгии (в миру Мария Ишутина) и инокини Евсевии (Ольги Стребковой). Через полтора года скончалась матушка Илария (+03.06.2006). С 2006 г. обязанности настоятельницы монастыря исполняет монахиня Клавдия (Валентина Кремлева). Крест настоятельницы ей был вручен в январе 2009 г.
С 2008 г. началось строительство келейного корпуса на месте сгоревшего. Построен полностью в 2009 г. Благодаря пожертвованиям меценатов, летом 2009 г. были возведены купола, как и в прежнем храме. Предстоит возведение колокольни, строительство часовни, а также продолжение реставрационных работ по всему зданию храма.
Особое слово - о новых святынях храма. Как богат он был ими на протяжении всей своей дореволюционной истории!.. Но вот, милостью Божией, из Иерусалима прибыла икона с частицей мощей преподобномученицы Елисаветы, икона прп. Саввы Сторожевского с частицей мощей. Безценный подарок преподнес один из прихожан собора - образ Божией Матери Почаевской. Подарена из запасников Покровского собора старинная икона Знамение Божией Матери Абалакская. Также в храме находится подаренная икона блаженной Матроны с частицей мощей, недавно привезенный ковчежец с частицами мощей пяти святых, крестики с частицами мощей прп. Иоанна Лествичника и прав. Иоанна Русского, бывшие когда-то храмовыми иконы Божией Матери Неувядаемый Цвет, Всех Скорбящих Радость и икона благоверного кн. Александра Невского.
С 18 июля 1994 г. Знаменским собор стал монастырским и с небольшим количеством насельниц монастырь продолжает восстановление храма и традиции женских обителей Алтая.
Т.В. Скворцова, архивариус Барнаульской епархии // Алтайская миссия, №11, 2009.
4 апреля 2014 года был совершен чин великого освящения Знаменского храма. Чин совершил епископ Барнаульский и Алтайский Сергий в сослужении епархиального духовенства.
29 июля 2017 года в Знаменском монастыре появились личные иконы одного из новомучеников.
9 августа 2017 года в храме появились изразцы и уникальные иконы появились на стенах.Внутри церкви идет роспись стен.
1 сентября 2017 года храм стали освещать по ночам. Реконструкция освещения была проведена в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и приурочена к юбилею Алтайского края и Дню города.
Фотогалерея
Все новости раздела
Одному из старейших храмов в Барнауле - Знаменскому собору в этом году - 156 лет. История становления, разрушения и восстановления храма в материале архивариуса епархии Тамары Владимировны Скворцовой
Барнаульский Знаменский собор - один из старейших храмов города, история которого началась с середины XVIII века. В начале 1751 года руководитель Барнаульского духовного правления протопоп Симеон Мефодиев направил в Тобольскую епархию Доношение, в котором обосновал необходимость строительства церквей на территории горного округа. Вот как пишут прихожане Барнаула в ходатайстве об этом:
-1751 году ноября 30 дня дали сию подписку в том, что хотя при здешнем Барнаульском заводе святая церковь во имя Первоверховных Апостол Петра и Павла на пред сего построенная и имеетца, только оная состроена по имеющемуся здесь довольному людству не весма велика и собирающиеся в праздничные и воскресные дни все вмещатса не могут и в той церкви бывает великое утеснение. Итого ради по имеющемуся здесь многолюдствию, а за милостию, ныне имеющейся, желаем вновь другую церковь построить по общему всех мирских людей согласию по течению речки Барнаула на правой стороне во имя святых пророка Захария и Елисаветы, в чем под сим и подписуемся и при сем же просим, когда оную вновь святую церковь строить дозволено будет, то б и на строение оной надобно лес соблаговолено было отвесть в близости здешняго Барнаульского завода... -
24 июля 1752 года заложена и 24 июня 1754 года церковь во имя Святых и Праведных Захария и Елисаветы отстроена и освящена. Храм строился по плану и под непосредственным руководством геодезии прапорщика Пимена Старцова, “на доброхотные пожертвования разных лиц и мест”. Первым старостой был житель деревни Ересной Федор Черданцев, выбранный от заводских мирских людей. Первыми служителями церкви были священник Иоанн Алексеев, дьячек Петр Хаов, пономарь Леонтий Серебренников. Расписывал ее присланный с Колыванского завода крестьянин Алексей Попов.
К приходу церкви были приписаны, кроме горожан, жители 11 деревень: Ересной, Бельмесева, Буранова, Шадрина, Усть-Алейской, Калманской, Вяткиной, Легостаева, Большой Речки, Камышенской, Клепикова - всего 141 двор, 816 душ обоего пола. Барнаульцев среди них было 279.
Среди прихожан церкви был известный изобретатель “огнем действующей машины” Иван Иванович Ползунов. В мае 1766 года, за несколько дней до смерти, он внес в казну храма 20 рублей “ради новостроящегося придела Николая Чудотворца”.
В начале 60-х годов XYIII века в Захариевской церкви служили священник Андрей Пеунов, диакон Семен Чукмеев, пономари Иван Гребяков и Афанасий Соболев.
Уже к 1772 году здание сильно обветшало. Вновь были собраны средства. В 1778 году построена новая церковь, уже двухпрестольная; второй престол - во имя Святого и Чудотворного Николая, архиепископа Мир-Ликийского. Автором проекта был И.И.Черницын, ученик И.И.Ползунова.
В связи с активным заселением Алтая и храмостроительством многие церкви испытывают недостаток в служителях. В 1779 году в Захариевской церкви по штату “надлежало быть: два священника, один дьякон, два дьячка, два пономаря.” А работало всего трое - священник и два пономаря.
Из клировой ведомости за 1780 год:
“Священник -1, Афанасий Михайлов Соболев, 36 лет, женат.
Пономарей - 2, Иван Тимофеев Третьяков, 41 год, вдов.
Дмитрий Иванов Данилов, 14 лет.
При них находятся дети, не определенные в церковный причет и семинарию:
священника Афанасия Соболева сын Андрей, 9 лет - обучается петь по нотам. У пономаря Ивана Третьякова дети: Петр 14 лет, Алексий 9лет - твердят часослов, Александр 5 лет. У пономаря Дмитрия Данилова брат Степан, поповский сын, 13 лет, петь по нотам обучается. Диакон Николай Сергеев.
Приписных дворов в Барнауле 226. Народ в Заречной части был в основном бедный, церковный доход весьма скромен. В это время число дворов в приписных деревнях увеличивается до 279.
Из клировой ведомости за 1846 год:
-Построена 1778 года из прежней церкви, которая построена была в 1754 году, на чьим иждивении - не известно. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, ветха, по неправильной осадке стен и ветхости вообще в зимнее время очень холодно... Часовен и молитвенных домов в приходе сей церкви нет-
Но и в этих условиях жизнь церкви идет своим чередом. Службы проводятся регулярно.
В 1844 году архитектор Турский представил на рассмотрение Томской губернской строительной комиссии архитектурный план и чертежи новой каменной трехпрестольной церкви во имя Свв. Захария и Елисаветы, предполагаемой к строительству вместо ветхого деревянного храма. Приделы предполагались во имя Святителя и Чудотворца Николая и Архистратига Михаила. Церковь должна была быть двухэтажной. Благословение дано Владыкой Афанасием, епископом Томским и Енисейским. И грамота дана барнаульскому купцу второй гильдии Михаилу Чернышеву, согласно его прошению, «на сооружение каменной церкви собственным его иждивением». Но, видимо, не хватило средств или была иная причина, но этот проект храма не был претворен в жизнь. И, наконец, в августе 1852 года получена грамота от епископа Афанасия согласно прошению доверенных Градо-Барнаульской церкви, барнаульских мещан Василия Мушникова, Алексея Суслонова и крестьянина Степана Левягина на сооружение новой каменной церкви с приделами во имя иконы Знамения Божией Матери, Святых и Праведных Захария и Елисаветы и Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мир-Ликийского, которую “по чиноположению церковному заложить Барнаульскому благочинному протоиерею Петру Васильеву.”
Закладка храма состоялась в 1853 году. И с этого времени староста церкви Василий Степанович Мушников шлет прошения от имени прихожан “ко многим архипастырям”, как то: «Их Высокопреосвященствам Высокопреосвященнейшим Никанору, митрополиту Санкт-Петербургскому; Филарету, митрополиту Московскому; Арсению, архиепископу Варшавскому; Георгию, архиепископу Тобольскому; Платону, архиепископу Рижскому; Григорию, архиепископу Казанскому; Смарагду, архиепископу Орловскому; Павлу, архиепископу Черниговскому; Евгению, архиепископу Ярославскому; Филарету, епископу Харьковскому; Тимофею, епископу Смоленскому; Николаю, епископу Калужскому; Иеремии, епископу Новгородскому - с пожеланием иметь списки с чудотворных икон Божией Матери». Все архипастыри откликнулись на просьбы прихожан и прислали списки с чудотворных икон: Иверской, Споручницы грешных, Тихвинской, Казанской, Почаевской, Троеручницы, Ярославской, Абалакской, Елецкой, Ильинской, Свенской, Призри на смирение, Псковской, Ахтырской, Калужской, Грузинской, Толгской, Умиление. В октябре 1854 года священно-церковнослужители храма обратились к епископу Томскому и Енисейскому Парфению с прошением «учредить при Захариевской церкви чтение акафистов в честь Божия Матери. В 6 часов вечера с благовестом в праздничный колокол: 1-е на все воскресные дни, начиная с 14 сентября и продолжая до дня Св. Пасхи, 2-е на некоторые дни празднеств в честь икон Божия Матери, списки с которых имеются при сей церкви». Под прошением подписались: священник Павел Белоярский, диакон Павел Михневский, пономарь Афанасий Лавров, дьячек Гавриил Михайловский.
О некоторых результатах вышеназванного обращения “ко многим архипастырям” можно узнать из рапорта священнослужителей Знаменской церкви Преосвященнейшему Парфению, епископу Томскому и Енисейскому, от 16 февраля 1856 года:
«Градо-Барнаульской Захариевской церкви церковный староста Василий Симеонов Мушников доставил в означенную церковь полученные от тверской помещицы г. Улановой два креста и две иконы, в которых хранятся разные святыни, как то: ризы Господней, древа животворящего креста Господня, камня гроба Господня, камня гроба Божией Матери, камня гроба Димитрия Ростовского Чудотворца, одежды Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, одежды Александра Свирского; части святых мощей: Василия Великого; Григория Богослова; Иоанна Златоустого; священномученика Ермолая; Ефремия Сирина; Аврамия Ростовского; Димитрия, митрополита Ростовского Чудотворца; Феодора Священного; Феодора Сиксота; Анастасия Перского; Василия Анкирского; Феодора Стратилата; Димитрия Солунского; Андрея Стратилата; Никиты Мидийского; преподобной Феодоры Александрийской; великомученицы Варвары; мученицы Анастасии». Мушников вместе с сими святынями доставил и документ от 13 июля 1855 года, написанный Улановыми:
«Нижайше представляя означенный документ, осмеливаемся утруждать особу Вашего Преосвященства документ этот утвердить и приказать передать нам для всегдашнего хранения при церкви, а иконы и кресты, содержащие в себе вышеупомянутые святыни, - благословить и поставить в приличном месте храма для поклонения им благочестивых христиан».
21 августа 1856 года епископ Парфений наложил на это письмо резолюцию, которой предписал сделать так, как просили священники.
Само здание храма было построено уже в 1857 году. Вот как пишет в рапорте в алтайское горное правление исправляющий должность архитектора губернский секретарь Н. Шульдаль от 14 августа 1857 года:
«Согласно предписанию Алтайского Горного Правления от 4 января с.г. за №71, строющаяся в г. Барнауле во имя свв. Захария и Елизаветы церковь, мною освидетельствована и оказалось: каменныя, плотничныя и кровельныя работы произведены во всех частях согласно утвержденному плану и фасаду, из хорошего качества материалов и самые работы произведены прочно; о чем Алтайскому Горному Правлению имею честь донести…»
По распоряжению горного начальника А.Е. Фрезе, по проекту урядника Иванова была построена каменная ограда.
В июле 1859 г. церковь была полностью освящена и начались регулярные службы
Из ведомости:
О церкви Знаменской города Барнаула за 1910 год.
«Церковь построена в 1859 году тщанием прихожан, а большею частию на пожертвования, собранные в разных местах Сибири и России. Зданием каменная, с таковою же в одной связи колокольнею, крепка, покрыта железом. Престолов в ней три: главный во имя Знамения Божией Матери, явленного Ею в Новгороде и придельных – два, по правую сторону во имя Свв. прав. Захария и Елисаветы, а по левую во имя Свт. Николая, ахиепископа Мирликийского Чудотворца… По штату при ней положены: 2 священника и 2 псаломщика».
Вот и вознесся восьмиглавый красавец храм с высокой, стройной трехярусной колокольней в 12 колоколов: самый большой – 212 пудов два фунта, и самый маленький - 11 фунтов. Церковь выходила на Сенную площадь. Белый декор на фоне красных кирпичных стен придавал особую нарядность церковному зданию.
Какая была радость для православных жителей Барнаула, особенно для прихожан церкви, всех, кто вкладывал свой посильный труд и материальную помощь в возведение нового храма!
Старую же, деревянную церковь, аккуратно разобрали и по благословению епископа Парфения (от 20 ноября 1859 года) перенесли в Зайчанскую часть города, где по тому же проекту, используя большую часть крепкого строительного материала, построили первую деревянную церковь во имя Покрова Божией Матери.
В 1761 году у Захариевской церкви было 1688 прихожан, в 1819-2580, в 1840-3339, в 1914-6116.
Из ведомости о церкви во имя Божией Матери в память явления Ею Знамения в Новограде за 1901, 1909 годы:
«Молитвенных домов в приходе Знаменской церкви нет, а есть каменная часовня, построенная в 1879 году за г. Барнаулом в роще при большой дороге из города Барнаула в Семипалатинск в расстоянии от приходской церкви почти в трех верстах. Построена она бывшим купцом Филиппом Гавриловым Филатовым взамен стоявшего неподалеку деревянного креста. За часовней ныне наблюдает тот же, ныне мещанин, Филатов. Старосты при часовне нет. Богослужение в ней не отправляется, кроме молебнов в праздники Вознесения Господня и Воздвижения Честного Креста Господня.... Библиотека церковная есть и по своему составу достаточна. В ней книг разных наименований 96 в 616 томах. При сей же церкви помещалась и безплатная Духовно-нравственная библиотека, в коей книг разных наименований 564, но в конце 1901 года переведена в здание церковно-приходской Одигитриевской школы. В эту библиотеку выделено из церковной 170 книг в 200 томах - Церковно-приходская школа есть в приходе для девочек, открыта протоиереем Николаем Корольковым в 1900 году 17 сентября. Помещается она в доме, пожертвованном барнаульским купцом Иваном Спорыхиным. Содержится частию на доходы с церковного дома, частию на суммы Св. Синода и частию родителями учащихся в школе детей. Заведующим школой состоит протоиерей Николай Корольков. Законоучителем в ней священник Павел Соколов. Учительница - кончившая курсы епархиального училища Мария Андреевна Волынкина. Рукоделие преподает барнаульская мещанская дочь девица Олимпиада Кожевникова, за что и получает по 5 рублей в месяц из местных средств. Учитель пения - псаломщик сей церкви Василий Корольков.
Заведующий школой, законоучитель и учитель пения за труды вознаграждения не получают. Обучаются в школе 57 человек. В настоящем году (1909) выпущено со свидетельством об успешном окончании курса девять девочек. В приходе есть две школы смешанные для мальчиков и девочек, ведомства Министерства Народного Просвещения, законоучителем в них - студент Михаил Герасимович Моцартов».
Школы Министерства Народного Просвещения находились одна на Пароходной зимовке (Затон), другая - в деревне Ересной. В 1909 году прихожан Знаменской церкви насчитывалось 6108 человек. И в этом же году жители Нагорной части города возбудили вопрос о постройке в конце Большой Змеевской улицы (ныне улица Аванесова) церкви Святой Троицы, будущей приписной к Знаменскому храму.
В 1915 году при Знаменской церкви построили и освятили каменную часовню в память 300-летия царствования дома Романовых. Построена она барнаульским второй гильдии купцом Иваном Спорыхиным, который еще в 1910 году обратился с прошением к протоиерею Николаю Королькову, сообщив о желании “построить на свой счет часовню по прилагаемому проекту”. В газете «Жизнь Алтая» за 28 августа 1915 г. было объявление, что при Знаменской церкви 30 августа с.г. состоится освящение часовни.
У истоков строительства нового каменного храма стоял «священник Павел Константинович Белоярский, 1826 года рождения, дьяческий сын, в 1848 году окончил курс учения в Тобольской духовной семинарии, 6 декабря этого же года рукоположен к сей церкви во священника Преосвященным Афанасием, епископом Томским и Енисейским. За ревностное служение церкви и попечительство о благости храма 25 октября 1855 года получил благословение и благодарность от епископа Парфения, в 1859 году награжден набедренником.
Указом Томской Духовной Консистории от 29 декабря 1861 года определен к преподаванию Закона Божия нижним воинским чинам, находящимся в Барнауле. В память о войне 1853-1856 годов имеет наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте».
Много потрудился на ниве Христовой протоиерей Николай Петрович Корольков, 1845 года рождения. Окончив полный курс Томской духовной семинарии в 1866 году, был рукоположен во священника. В Знаменскую церковь переведен из Покровской в 1894 году. В 1900 году трудами о. Николая устроена школа для девочек. В 1904 году построены два двухэтажных дома для причта церкви по ул. Б. Олонской. А в 1915 году сооружена собственная школа на углу ул. Подгорной и Ивановского Лога. В 1898 году протоиерей о. Николай Корольков получил пенсию “за свыше двадцатипятилетнюю службу законоучителем по Министерству Народного Просвещения”. Состоял членом правления при Барнаульском Духовном училище с 1879 года по 1886 год и с 1896 по 1898 г. С 8 марта 1892 года являлся духовником благочиния № 17 (все церкви города).
Из наградного списка протоиерея Николая Петровича Королькова за 1916 год: «Награжден в 1872 г. набедренником, в 1882г. - скуфьей, в 1887г. - камилавкой, в 1896г. -наперсным крестом, в 1901 г. - орденом Святой Анны III степени, в 1903 г. - Библией от Св. Синода, в 1904 г. - саном протоиерея, в 1914 г. - орденом Святой Анны II степени. Кроме того, удостоен в 1876 году благословения Св. Синода, в 1901 г. - архипастырского благословения. Имеет медаль в память незабвенного царя Миротворца Александра III и право ношения медали в память 25-летия церковных школ и юбилейного знака в память царствования дома Романовых».
Уже в возрасте 71 года он состоял сотрудником Епархиального попечительства о бедных духовного звания (с 1872 г.), духовником Барнаульских градских причтов (с 1892 г.), заведующим Знаменской церковно-приходской школой (с 1900 г.), законоучителем Знаменской церковно-приходской школы во всех отделениях (с 1915 г.).
В семье о. Николая Королькова жена и девять детей - шесть дочерей и три сына. Сыновья пошли по духовной линии: Петр стал священником, а Василий и Александр -псаломщиками при Знаменской церкви. Две дочери вышли замуж за священников. В 1938 году сыновья Василий (был уже диаконом) и Александр, и жена Василия Мария Даниловна были расстреляны.
Вместе с о. Николаем Корольковым служил священник Николай Иоаннович Слободский, закончивший Томскую семинарию. Из послужного списка: награжден набедренником, за заслуги по духовному ведомству награжден скуфьей. Имеет серебряную медаль в память незабвенного Царя-Миротворца Александра III. За усердную и полезную службу по епархиальному ведомству удостоен архипастырского благословения. За заслуги по духовному ведомству награжден камилавкою. Получил по случаю назначения священником Барнаульского пехотного резервного полка во время мобилизации 1900 года единовременно 300 рублей Высочайшего пособия. Грамоту, переводные указы и свидетельства на награды имеет и хранит их в церкви. Состоял законоучителем Кривощековской сельской школы, состоит следователем по благочинию № 17. Состоял наблюдателем за церковно-приходскими школами. Состоит членом отделения Барнаульского училищного совета по назначению Его Преосвященства. Преподавал безплатно Закон Божий мальчикам в доме призрения. Состоит законоучителем в начальной городской женской школе Министерства народного просвещения. Состоит законоучителем в начальной городской школе для мальчиков. Преподает безплатно Закон Божий в учебной команде Барнаульского резервного кадрового батальона, за что и получил благодарность от съезда депутатов от духовенства Барнаульского училищного округа.
После октября 1917 года судьба храма мало отличается от судеб других церквей. Еще 27 октября 1918 года прихожане Знаменской церкви, выслушав доклад священника Иоанна Шорина, постановили: «... вносить каждому из своих средств по полтора рубля в месяц, а в год - 18 рублей на дела церковной благотворительности, религиозно-нравственного просвещения и другие дела спасения ближнего...»
Но новой власти не до нравственного воспитания. 1922 год. Под видом помощи голодающим Поволжья начинается кампания по изъятию церковных ценностей.
Из доклада Алтайской губернской комиссии по изъятию ценностей:
«...с 10 марта по 12 апреля 1922 г. изъято серебра из Знаменской церкви - 33 ризы вес. 2 пуда 36 фунт. 67 золотн. (из них одна весом 37 фунт.), 6 сосудов и др. предметов церковного обихода весом 5 фунт. 42 золотн., ломи резной - 9 фунт. 35 золотн.» и т. д.
(Если бы все это пошло в помощь голодающим Поволжья! Позже многие ценные православные святыни были выставлены на аукционе в Париже).
В 1923 году Знаменская церковь станет ненадолго кафедральным собором.
В 1933 г. в город прибыл архиепископ Иаков (Маскаев), прославленный в лике святых новомучеников Российских Юбилейным (2000 г.) Архиерейским собором Русской Православной Церкви. Здесь прошли последние дни его исповеднического пути. Видимо, после канцлагеря он был выслан в Сибирь. В Знаменском кафедральном соборе архиепископ Иаков главным образом и нес свое архипастырское служение. Какие это были службы! О них сохранились целые легенды. На Пасху собирались в Знаменский храм люди из Барнаула и пригорода, чтобы получить благословение Владыки.
Вспоминают, что последнее время перед арестом архиепископ Иаков служил каждый день. И ежедневно пешком в полном облачении с архиерейским посохом ходил в храм, служил, проповедовал. Силы уже оставляли Владыку, по пути он делал несколько остановок, чтобы передохнуть, и следовал дальше, опираясь на посох.
В октябре 1936 г. он был арестован и 29 июля (день памяти новомученика Иакова и с ним пострадавших) 1937 г. расстрелян.
В 1934-1936 годах храм использовали вместо элеватора. Община верующих обращалась за помощью повсюду: в Запсибкрайисполком, в краевую комиссию по рассмотрению религиозных вопросов в Новосибирске. Написали заявление в Москву на имя Калинина, Вышинского, наконец, на имя Крупской с просьбой не засыпать зерном храм. Всего подписалось 2169 верующих общины. Но Москва промолчала. Местное начальство предложило использовать сторожку при храме для совершения богослужений.
В марте 1938 года было сфабриковано дело об убийстве сторожа при Знаменской церкви, по которому “раскрыто” дело одной из групп “Контрреволюционной церковно-монархической повстанческой организации”. Усиливалась волна репрессий. По сути, все шло к ликвидации храма. 7 декабря 1938 года подписана смета на 47063, 72 руб. на переоборудование бывшей церкви по ул. Б. Олонской для Алтайкрайархива. Решением крайисполкома от 11 апреля 1939 года церковь была закрыта. В том же году снесли купол, разбили колокольню. В интерьере устроили второй этаж. В 60-е годы к церкви были сделаны пристройки.
Так храм утратил исторический облик и уже не отличался от других строений, но все же стоял, как воин Христов, на страже Церкви. Благодаря тому, что в нем был размещен архив, сохранились многие церковные документы. И не только по Барнаулу и Барнаульскому благочинию. В архив стекались церковные бумаги из Бийска, других городов и сел Алтайского края.
В конце 1992 года храм иконы Знамения был возвращен Православной церкви. Благословением епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона настоятелем храма был назначен протоиерей о. Михаил Капранов (+2007). Предстояло восстановление разрушенной святыни, и дело это казалось невозможным. От красавца храма остались только стены, изувеченные пристройками. Не было даже пола, отошла штукатурка, зияли проломы конструкций.
Богослужения начались почти сразу после назначения настоятеля в пристройках, которые очень быстро освободили прихожане от всего лишнего. 10 декабря 1993 года был отслужен акафист иконе Божией Матери Знамение и начались работы по строительству Иоанно-Кронштадтского придела, где была устроена купель для совершения таинства крещения полным погружением. С февраля 1994 года в храме начались регулярные богослужения.
В марте 1994 года образована Барнаульская епархия, правящим архиереем которой по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен Преосвященнейший Антоний, епископ Барнаульский и Алтайский.
При Знаменском храме распоряжением правящего архиерея, был образован женский монастырь. Его первой настоятельницей стала монахиня Глафира (в миру Галина Викторовна Любицкая). Она - из тайных монахинь, также, как и первые сестры монастыря - ныне покойная схимонахиня Филарета, схимонахиня Георгия, схимонахиня Гавриила и другие. Через два года их молитвами и трудами был восстановлен главный храм и освящен придел в честь иконы Знамение Божией Матери. А еще через полгода, приняв схиму, скончалась первая настоятельница монастыря схимонахиня Евлогия (Глафира). Ее могила находится на территории монастыря за алтарем храма.
В 1997 году восстановлены и освящены исторические приделы - Свято-Никольский в январе и в честь Свв. прав. Захария и Елисаветы - в августе.
Еще не начинались работы по воссозданию внешнего исторического облика храма, как стала сама “отходить” от храма пристройка с южной стороны. Когда ее разобрали, появились пять окон и еще два в притворе. Храм открылся во всей своей первозданной красоте.
Указом епископа Антония Барнаульского и Алтайского от 6 августа 1997 г. временно исполняющей обязанности настоятельницы монастыря назначена была благочинная монахиня Надежда (Чанова). Указом на основании решения Святейшего Синода от 19 апреля 2000 г. монахиня Надежда назначена настоятельницей Знаменского женского монастыря с возложением на нее наперсного креста. Она продолжала преобразования храма. Был обустроен келейный корпус в двухэтажном деревянном здании, ранее принадлежавшем Знаменскому собору, начато строительство будущей реставрационно-иконописной мастерской, построена каменная ограда, оборудована трапезная, проведено отопление, сам храм был очищен от большинства пристроек советского времени. Был разбит приусадебный участок, цветники. С 2003 г. обязанности настоятельницы монастыря исполняла монахиня Илария (в миру – Любовь Михайлова). При ней достроена и освящена реставрационно-иконописная мастерская, увеличена в высоту каменная ограда. В декабре 2004 года в монастыре произошел пожар, сгорел деревянный келейный корпус. Пожар унес жизни двух насельниц – старейшей схимонахини Георгии (в миру Мария Ишутина) и инокини Евсевии (Ольги Стребковой). Через полтора года скончалась матушка Илария (+03.06.2006). С 2006 г. обязанности настоятельницы монастыря исполняет монахиня Клавдия (Валентина Кремлева). Крест настоятельницы ей был вручен в январе 2009 г.
С 2008 г. началось строительство келейного корпуса на месте сгоревшего. Построен полностью в 2009 г. Благодаря пожертвованиям меценатов, летом 2009 г. были возведены купола, как и в прежнем храме. Предстоит возведение колокольни, строительство часовни, а также продолжение реставрационных работ по всему зданию храма.
Особое слово - о новых святынях храма. Как богат он был ими на протяжении всей своей дореволюционной истории!.. Но вот, милостью Божией, из Иерусалима прибыла икона с частицей мощей преподобномученицы Елисаветы, икона прп. Саввы Сторожевского с частицей мощей. Безценный подарок преподнес один из прихожан собора - образ Божией Матери Почаевской. Подарена из запасников Покровского собора старинная икона Знамение Божией Матери Абалакская. Также в храме находится подаренная икона блаженной Матроны с частицей мощей, недавно привезенный ковчежец с частицами мощей пяти святых, крестики с частицами мощей прп. Иоанна Лествичника и прав. Иоанна Русского, бывшие когда-то храмовыми иконы Божией Матери Неувядаемый Цвет, Всех Скорбящих Радость и икона благоверного кн. Александра Невского.
С 18 июля 1994 г. Знаменским собор стал монастырским и с небольшим количеством насельниц монастырь продолжает восстановление храма и традиции женских обителей Алтая.
Т.В. Скворцова, архивариус Барнаульской епархии // Алтайская миссия, №11, 2009.
4 апреля 2014 года был совершен чин великого освящения Знаменского храма. Чин совершил епископ Барнаульский и Алтайский Сергий в сослужении епархиального духовенства.
29 июля 2017 года в Знаменском монастыре появились личные иконы одного из новомучеников.
9 августа 2017 года в храме появились изразцы и уникальные иконы появились на стенах.Внутри церкви идет роспись стен.
1 сентября 2017 года храм стали освещать по ночам. Реконструкция освещения была проведена в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и приурочена к юбилею Алтайского края и Дню города.
Фотогалерея
Другие новости раздела
Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху
24 апреля, в праздничный пасхальный день в ДК Барнаула выступил хор воскресной школы Покровского кафедрального собора, под руководством Вероники Архиреевой девочки исполнили: Тропарь Пасхи греко-латино-славянский; Он воскрес и теперь переливами А. Чепурен
Встречаем Пасху!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! - Звучали звонкие голоса ребят Воскресной школы Храма пророка Божия Илии и всех присутствующих на Празднике. Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и р
Популярные новости
В Барнауле торжественно встретили ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
2 октября 2024 г. в Александро-Невском соборе состоялась встреча ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны. Торжественную встречу ...
Фотовыставка «Теплота Веры», посвященная 30-летию Барнаульской Епархии открылась в г. Заринске
6 октября 2024 года, по благословению Митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, по приглашению благочинного Заринского округа, руководителя межъепархиальной Коллегии по взаимодействию Церкви с вооруженными силами и ...