Новости митрополии
Мужество русского батюшки. Алтайский исследователь восстановила историю рода Цыбенко
Что общего у теплого Королевства Марокко с суровым Алтайским краем? История рода Цыбенко. В 1919 году в Быстром Истоке был казнен местный священник Андрей Цыбенко, а спустя век его внук и полный тезка служит Генеральным консулом РФ в
Что общего у теплого Королевства Марокко с суровым Алтайским краем? История рода Цыбенко. В 1919 году в Быстром Истоке был казнен местный священник Андрей Цыбенко, а спустя век его внук и полный тезка служит Генеральным консулом РФ в Касабланке. Чтобы связать воедино веточки рода в России и за рубежом, заведующей районным краеведческим музеем Ирине Дудниковой понадобился не один год.
Отзвуки
Сколько их, скромных, интеллигентных деревенских батюшек, с коими расправлялись скоро, жестко, без предъявления обвинений? Кто сочтет? Чтобы вернуть из небытия имя одного из мучеников, пострадавшего за веру и паству, Ирина Геннадьевна собирала информацию по всей стране.
– Мне удалось связаться с прямыми потомками батюшки Андрея Цыбенко, – рассказывает собеседница. – Не все его дети дожили до наших дней, но есть много внуков и правнуков – у священников были большие семьи. Наверное, могло быть и больше – отца Андрея убили, когда ему было всего 39 лет. Представителей фамилии можно встретить и в разных регионах России, и за рубежом.
Так, Ирина Огурцова, правнучка Андрея Цыбенко, живет в Санкт-Петербурге. Вот что она пишет о своем предке: «Был он человеком образованным. По тем временам очень немногие, особенно в сибирской глубинке, умели читать и писать, а он учительствовал в церковной школе. Когда стал священником, люди шли к нему с бедами и радостями, ему исповедовались, у него спрашивали совета. До советской власти, когда не было еще райкомов и горисполкомов, священника считали самым главным человеком на селе. Как он скажет, так и делали».
Светлана Потехина – внучка, в письме на Алтай она воспроизвела рассказ своей бабушки, жены Андрея Цыбенко, о том, как умер дед. «К ним налетели ночью. Бабушку и детей, раздетых, выгнали на мороз (их приютил кто-то из сельчан). Церковь разгромили и спалили. Все сгорело. И документы тоже. Деда увезли в лес. Не знаю, что это были за люди, но кучер, который вез его, – местный, из Быстрого Истока. Он потом рассказал, что над дедом издевались, требовали отречься от Бога, чего он, конечно, не сделал, и потом зверски убили. 29 декабря 1919 года бабушка осталась одна с детьми, младшей Ксении было два года. Впоследствии они постоянно ездили в Быстрый Исток на могилу деда. Бабушка нам говорила: «Всегда, когда вам будет трудно или собираетесь на важное дело, просите Бога и дедушку. Они помогут». Смерть Андрея Филипповича – страшная страница становления советской власти, когда ломалось всё без разбору, чтобы «новый мир построить». Наш дедушка-священник оказался в нем неугодным, за это и пострадал».
Поповское происхождение
Что случилось с домочадцами сельского батюшки после его казни?
Жена священника, Анна Ивановна, после событий 1919 года замуж больше не вышла. Сама подняла пятерых детей и приемную девочку. Дожила до глубокой старости, умерла в ноябре 1968 года, похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище.
Старшему ребенку Андрея и Анны Виталию, 1903 года рождения, пришлось стать кормильцем большой семьи. И все же он сумел окончить литературный факультет Иркутского госуниверситета. Во время Великой Отечественной воевал под Ленинградом и Новгородом, был ранен, дошел до Вены в составе 2-го Украинского фронта. Писал во фронтовую многотиражку, увлекался поэзией. После войны, работая на кафедре русского языка Новосибирского пединститута, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Награжден орденом Красной Звезды, боевыми медалями. Об этом Ирина Дудникова узнала от сына Виталия, Андрея Витальевича. «Будучи подростком, папа стал подрабатывать репетитором, – пишет он в своих воспоминаниях. – Для остальных детей семьи он тогда остался за отца и, по словам тетушек, помог им выучиться и встать на ноги. Долгое время скрывал своё «поповское» происхождение, а в книжном шкафу всю жизнь хранил фотографию деда в рясе и всю войну проносил ее в гимнастерке. От него папа унаследовал особую доброту, которой щедро делился с другими. Так, помогал деньгами студентам. Я это слышал от посторонних людей. Папин барнаульский друг детства Уфимцев мне рассказал: «Витя нам покупал еду, а сам забивал голод дикорастущими ранетками».
Андрей Витальевич называет отца человеком необыкновенным, но и его судьба непроста. Он – советник Департамента лингвистического обеспечения МИДа. Переводил беседы Раисы Горбачевой, Виктора Черномырдина, Сергея Кириенко, Анатолия Чубайса и других деятелей государства российского, работал с Эдуардом Шеварднадзе, Борисом Ельциным, Владимиром Путиным. Сейчас – Генеральный консул России в Касабланке, Королевство Марокко.
Сведениями о младшем сыне, Николае, родившемся в мае 1904 года, портрет большой семьи священника Андрея Цыбенко Ирина Дудникова смогла дополнить лишь недавно. До войны он окончил институт в Иркутске, жил в Новосибирске, преподавал в НИИЖТе. Был красив, умен, остер на язык. В 1940 году женился, супруга Анна Ефимовна была моложе его почти на двадцать лет. В хлебосольном доме молодых Цыбенко любили и умели принимать гостей.
Летом 1941-го Николай добровольцем ушел на фронт, вскоре у него родилась дочь Людмила, узнал он об этом из письма жены. Увы, своих девочек он больше не увидел – погиб под Вязьмой в том же году.
Дочери
А теперь – дочери священника. Старшая, Нина, 1907 года рождения, в Великую Отечественную была медсестрой, не раз на себе с поля боя выносила раненых бойцов. Последние свои годы прожила в Бийске.
Средняя, Антонина, родилась в 1914-м. Учительствовала, преподавала русский язык и литературу. Когда ее муж Михаил ушел воевать, перебралась в Кемерово к его родне. Но с фронта суженого так и не дождалась, он погиб в Венгрии в 1945-м. По словам близких, Антонина Андреевна обладала талантом хлебосольной хозяйки. Прекрасно готовила, и не было для нее большего счастья, чем собрать в своем доме родню Цыбенко.
Младшая, Ксения, родилась в 1917-м. По примеру сестры Нины пошла в медицину. Из всех детей только ее можно с полным основанием назвать воцерковленной. Именно с ней прожила свои последние годы мама Анна Ивановна, вместе они ездили на могилу мужа и отца в Быстрый Исток.
Была у Андрея и Анны еще одна дочь, приемная, Дуся. Однажды священник служил на похоронах умершей сельчанки, а после на ее могиле обнаружил грудного ребенка, оставленного вдовцом. Свой поступок мужчина объяснил тем, что он, вдовец с детьми на руках, не сможет поднять еще и этого ребенка. Так Дуся оказалась в семье Андрея Филипповича. О ней известно лишь то, что она жила на Алтае.
– Слава богу, в настоящее время возвращены добрые имена множеству невинных, оклеветанных, замученных, расстрелянных людей. Но с каким же тихим мужеством и достоинством вели себя в немыслимых, невероятных обстоятельствах священники, показав всю красоту и благородство души человеческой! Они приняли мученическую кончину за веру. Во все времена таких людей причисляли к лику святых. И отец Андрей, я думаю, достоин этого, достоин светлой памяти, – ставит точку в этой истории Ирина Дудникова.
Впрочем, точку ли? Место захоронения священника – бывший сельский базар. Рядом с могилой установлен памятный крест. С 2015 года 1 сентября, в день его рождения, 29 декабря, в день казни, здесь служат панихиды по невинно погибшему за веру, сюда приходят люди, чтобы поклониться мужеству русского батюшки.
Тамара Попова
По материалам, предоставленным заведующей районным краеведческим музеем Ириной Дудниковой
Фотогалерея
Все новости раздела
Что общего у теплого Королевства Марокко с суровым Алтайским краем? История рода Цыбенко. В 1919 году в Быстром Истоке был казнен местный священник Андрей Цыбенко, а спустя век его внук и полный тезка служит Генеральным консулом РФ в Касабланке. Чтобы связать воедино веточки рода в России и за рубежом, заведующей районным краеведческим музеем Ирине Дудниковой понадобился не один год.
Отзвуки
Сколько их, скромных, интеллигентных деревенских батюшек, с коими расправлялись скоро, жестко, без предъявления обвинений? Кто сочтет? Чтобы вернуть из небытия имя одного из мучеников, пострадавшего за веру и паству, Ирина Геннадьевна собирала информацию по всей стране.
– Мне удалось связаться с прямыми потомками батюшки Андрея Цыбенко, – рассказывает собеседница. – Не все его дети дожили до наших дней, но есть много внуков и правнуков – у священников были большие семьи. Наверное, могло быть и больше – отца Андрея убили, когда ему было всего 39 лет. Представителей фамилии можно встретить и в разных регионах России, и за рубежом.
Так, Ирина Огурцова, правнучка Андрея Цыбенко, живет в Санкт-Петербурге. Вот что она пишет о своем предке: «Был он человеком образованным. По тем временам очень немногие, особенно в сибирской глубинке, умели читать и писать, а он учительствовал в церковной школе. Когда стал священником, люди шли к нему с бедами и радостями, ему исповедовались, у него спрашивали совета. До советской власти, когда не было еще райкомов и горисполкомов, священника считали самым главным человеком на селе. Как он скажет, так и делали».
Светлана Потехина – внучка, в письме на Алтай она воспроизвела рассказ своей бабушки, жены Андрея Цыбенко, о том, как умер дед. «К ним налетели ночью. Бабушку и детей, раздетых, выгнали на мороз (их приютил кто-то из сельчан). Церковь разгромили и спалили. Все сгорело. И документы тоже. Деда увезли в лес. Не знаю, что это были за люди, но кучер, который вез его, – местный, из Быстрого Истока. Он потом рассказал, что над дедом издевались, требовали отречься от Бога, чего он, конечно, не сделал, и потом зверски убили. 29 декабря 1919 года бабушка осталась одна с детьми, младшей Ксении было два года. Впоследствии они постоянно ездили в Быстрый Исток на могилу деда. Бабушка нам говорила: «Всегда, когда вам будет трудно или собираетесь на важное дело, просите Бога и дедушку. Они помогут». Смерть Андрея Филипповича – страшная страница становления советской власти, когда ломалось всё без разбору, чтобы «новый мир построить». Наш дедушка-священник оказался в нем неугодным, за это и пострадал».
Поповское происхождение
Что случилось с домочадцами сельского батюшки после его казни?
Жена священника, Анна Ивановна, после событий 1919 года замуж больше не вышла. Сама подняла пятерых детей и приемную девочку. Дожила до глубокой старости, умерла в ноябре 1968 года, похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище.
Старшему ребенку Андрея и Анны Виталию, 1903 года рождения, пришлось стать кормильцем большой семьи. И все же он сумел окончить литературный факультет Иркутского госуниверситета. Во время Великой Отечественной воевал под Ленинградом и Новгородом, был ранен, дошел до Вены в составе 2-го Украинского фронта. Писал во фронтовую многотиражку, увлекался поэзией. После войны, работая на кафедре русского языка Новосибирского пединститута, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Награжден орденом Красной Звезды, боевыми медалями. Об этом Ирина Дудникова узнала от сына Виталия, Андрея Витальевича. «Будучи подростком, папа стал подрабатывать репетитором, – пишет он в своих воспоминаниях. – Для остальных детей семьи он тогда остался за отца и, по словам тетушек, помог им выучиться и встать на ноги. Долгое время скрывал своё «поповское» происхождение, а в книжном шкафу всю жизнь хранил фотографию деда в рясе и всю войну проносил ее в гимнастерке. От него папа унаследовал особую доброту, которой щедро делился с другими. Так, помогал деньгами студентам. Я это слышал от посторонних людей. Папин барнаульский друг детства Уфимцев мне рассказал: «Витя нам покупал еду, а сам забивал голод дикорастущими ранетками».
Андрей Витальевич называет отца человеком необыкновенным, но и его судьба непроста. Он – советник Департамента лингвистического обеспечения МИДа. Переводил беседы Раисы Горбачевой, Виктора Черномырдина, Сергея Кириенко, Анатолия Чубайса и других деятелей государства российского, работал с Эдуардом Шеварднадзе, Борисом Ельциным, Владимиром Путиным. Сейчас – Генеральный консул России в Касабланке, Королевство Марокко.
Сведениями о младшем сыне, Николае, родившемся в мае 1904 года, портрет большой семьи священника Андрея Цыбенко Ирина Дудникова смогла дополнить лишь недавно. До войны он окончил институт в Иркутске, жил в Новосибирске, преподавал в НИИЖТе. Был красив, умен, остер на язык. В 1940 году женился, супруга Анна Ефимовна была моложе его почти на двадцать лет. В хлебосольном доме молодых Цыбенко любили и умели принимать гостей.
Летом 1941-го Николай добровольцем ушел на фронт, вскоре у него родилась дочь Людмила, узнал он об этом из письма жены. Увы, своих девочек он больше не увидел – погиб под Вязьмой в том же году.
Дочери
А теперь – дочери священника. Старшая, Нина, 1907 года рождения, в Великую Отечественную была медсестрой, не раз на себе с поля боя выносила раненых бойцов. Последние свои годы прожила в Бийске.
Средняя, Антонина, родилась в 1914-м. Учительствовала, преподавала русский язык и литературу. Когда ее муж Михаил ушел воевать, перебралась в Кемерово к его родне. Но с фронта суженого так и не дождалась, он погиб в Венгрии в 1945-м. По словам близких, Антонина Андреевна обладала талантом хлебосольной хозяйки. Прекрасно готовила, и не было для нее большего счастья, чем собрать в своем доме родню Цыбенко.
Младшая, Ксения, родилась в 1917-м. По примеру сестры Нины пошла в медицину. Из всех детей только ее можно с полным основанием назвать воцерковленной. Именно с ней прожила свои последние годы мама Анна Ивановна, вместе они ездили на могилу мужа и отца в Быстрый Исток.
Была у Андрея и Анны еще одна дочь, приемная, Дуся. Однажды священник служил на похоронах умершей сельчанки, а после на ее могиле обнаружил грудного ребенка, оставленного вдовцом. Свой поступок мужчина объяснил тем, что он, вдовец с детьми на руках, не сможет поднять еще и этого ребенка. Так Дуся оказалась в семье Андрея Филипповича. О ней известно лишь то, что она жила на Алтае.
– Слава богу, в настоящее время возвращены добрые имена множеству невинных, оклеветанных, замученных, расстрелянных людей. Но с каким же тихим мужеством и достоинством вели себя в немыслимых, невероятных обстоятельствах священники, показав всю красоту и благородство души человеческой! Они приняли мученическую кончину за веру. Во все времена таких людей причисляли к лику святых. И отец Андрей, я думаю, достоин этого, достоин светлой памяти, – ставит точку в этой истории Ирина Дудникова.
Впрочем, точку ли? Место захоронения священника – бывший сельский базар. Рядом с могилой установлен памятный крест. С 2015 года 1 сентября, в день его рождения, 29 декабря, в день казни, здесь служат панихиды по невинно погибшему за веру, сюда приходят люди, чтобы поклониться мужеству русского батюшки.
Тамара Попова
По материалам, предоставленным заведующей районным краеведческим музеем Ириной Дудниковой
Фотогалерея
Другие новости раздела
Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху
24 апреля, в праздничный пасхальный день в ДК Барнаула выступил хор воскресной школы Покровского кафедрального собора, под руководством Вероники Архиреевой девочки исполнили: Тропарь Пасхи греко-латино-славянский; Он воскрес и теперь переливами А. Чепурен
Встречаем Пасху!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! - Звучали звонкие голоса ребят Воскресной школы Храма пророка Божия Илии и всех присутствующих на Празднике. Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и р
Популярные новости
В Барнауле торжественно встретили ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
2 октября 2024 г. в Александро-Невском соборе состоялась встреча ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны. Торжественную встречу ...
Фотовыставка «Теплота Веры», посвященная 30-летию Барнаульской Епархии открылась в г. Заринске
6 октября 2024 года, по благословению Митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, по приглашению благочинного Заринского округа, руководителя межъепархиальной Коллегии по взаимодействию Церкви с вооруженными силами и ...