Русская Православная Церковь
Московский Патриархат, Алтайская Митрополия
Барнаульская Епархия

Новости митрополии

Версия для печати

Завершена работа над росписями нижнего придела храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Барнауле

02.12.2019

Работа над росписями велась по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия и под руководством настоятеля доктора искусствоведения протоиерея Георгия Крейдуна. Главный художник – Иван Торопов. Он окончил Новоалтайское художественное училище, затем учился в Академии живописи Ильи Глазунова в Москве. После этого, по приглашению о. Георгия вернулся на малую Родину и начал расписывать храм Иоанна Богослова. Это произошло почти шесть лет назад, в феврале 2014 года. Теперь масштабная работа окончена, и нижний храм обрел полноценные росписи. 

Как известно, монументальные росписи православных храмов являются важнейшей канонического частью религиозного искусства. Построение храмовых живописных сюжетов подчиняется определенным правилам и канонам, делающим росписи частью богослужебного действа. Образ Спасителя, причащающего апостолов, обычно, размещается на Горнем месте, над ним – образ Божией Матери. Также в алтарной части присутствуют образы Великих Святителей – творцов литургии. На колоннах по обе стороны апсиды размещены сюжеты Крестного пути (слева) и Воскресения Христа (справа). В нижнем храме два престола – один в честь Святого Равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, второй – в честь преподобного Макария (Глухарева), апостола Алтая. Поэтому в правом пределе на Горнем месте изображен образ Спаса на убрусе, несомый ангелами над панорамой сибирских гор.

Важнейший иконографический замысел росписей нижнего храма заключается в изображении событий Ветхого Завета как прообразов новозаветной Священной истории. Потолок храма как будто шатер из драгоценной ткани (парчи), шитой золотом, - подобно скинии Завета при Моисее. По стенам в нижнем регистре куст Неопалимой купины, жезл прозябший, руно, а сверху уже новозаветные образы, - исполнение прообразов и предсказаний. Вся западная стена – это уникальный «Хор пророков». Здесь в исторических одеждах большие и малые пророки Ветхого Завета со свитками, на которых важнейшие их высказывания. Между верхним и нижним регистрами орнаментальная полоса с выдержками из Писания, объясняющими глубокую связь между Ветхозаветной и Новозаветной эпохами.

На северной стене размещены образы Ноя с детьми, Авраама с сыном Исааком, царей Израильских Давида и Соломона, а также образ Моисея в пустыне со скрижалями Завета, стоящего у источника воды среди народа Израильского.

Четыре столпа в основной части храма имеют свои посвящения: святителям, мученикам, преподобным и праведным, а также святым женам. На правом переднем столпе редкое изображение первомучеников Российских варяга-христианина Феодора и его сына - отрока Иоанна.

В замысле иконописной программы храма гармонично сочетается две важных темы: Библейская история и история Православия на Руси и, в частности, на Алтае. В продолжение темы истории Русской церкви в притворе, в ряду арочных пристенных киотов находятся образы русских святых – это и великие князья, и страстотерпцы, и священномученики. Притвор храма по древневизантийской традиции обычно посвящается либо истории строительства храма, либо церковным событиям в период строительства храма. И неудивительно, что здесь молящиеся смогут увидеть два сюжета, близких к нашему времени. Слева – «второе Крещение Руси». На фоне Храма Христа Спасителя, как символа современного возрождения Церкви, и храмов Иоанно-Богословского комплекса изображены Русские патриархи ХХ века, а за ними все архипастыри ХХ века, служившие когда-либо на Алтае. ХХ век для Православия на Русской земле преисполнен событиями и мученичества, и исповедничества, и нового возрождения. Справа – образ Коробейниковской иконы Божией Матери – с ней связано возрождение Православия на Алтае. Этот иконографический сюжет уникален тем, что разработаны клейма, отражающие историю поругания, спасения и обновления Образа. Центральным сюжетом, разумеется, является Крестный ход, который ежегодно в течение недели следует по просторам Алтая в Коробейниково к Чудотворному образу.  

С 1990-х годов в России вновь строятся храмы, возрождаются древние традиции церковного искусства, которые призваны помочь верующим в молитве, в познании духовного мира, в осмыслении Священного Писания и событий церковной жизни. В этом нельзя не видеть удивительного, непредсказуемого и часто непонятного для человеческого разумения Промысла Божия, устремляющего человеческое бытие к вечному спасению.

Следует добавить, что новосозданные росписи храма Равноапостольного князя Владимира в Иоанно-Богословском храмовом комплексе Барнаула представляют собой интерес для специалистов-искусствоведов как высокохудожественное произведение монументальной живописи, а значит, это не только явление Епархиального значения, но и незаурядное событие в культурной жизни Алтайского края.

. Фото 1
. Фото 2
. Фото 3
. Фото 4
. Фото 5
. Фото 6
. Фото 7
. Фото 8
. Фото 9
. Фото 10
. Фото 11
. Фото 12
. Фото 13
. Фото 14
. Фото 15
. Фото 16
. Фото 17
. Фото 18
. Фото 19
. Фото 20
. Фото 21
. Фото 22
. Фото 23
. Фото 24
. Фото 25
. Фото 26
. Фото 27
. Фото 28
. Фото 29



Все новости раздела




Другие новости раздела:

Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с обсуждением проекта Федерального закона О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации 29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для ...
Заседаниемежведомственной рабочей группы по реализации мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, провел заместитель главы администрации города по социальной политикеАлександр Артемов. О реализации регионального проекта ...
В Алтайском крае прошли мероприятия, посвященные Дню Неизвестного Солдата и старту Года памяти и славы.3 декабряв концертном зале Сибирь состоялся памятный вечер, посвященныйДню Неизвестного Солдата. Участниками мероприятия стали жители ...
По всей стране 3 декабря отмечают День неизвестного солдата под девизом Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен. Дата 3 декабря выбрана не случайно. Именно в этот день в 1966 году прах неизвестного солдата торжественно захоронили у стен ...