Новости митрополии
«Почему у меня нет детей?»
12 декабря в актовом зале Иоанно-Богословского храмового комплекса по благословению настоятеля протоиерея Георгия Крейдуна прошел круглый стол на тему Почему у меня нет детей?, организованный молодежным объединением Свет под руководством иерея
12 декабря в актовом зале Иоанно-Богословского храмового комплекса по благословению настоятеля протоиерея Георгия Крейдуна прошел круглый стол на тему «Почему у меня нет детей?», организованный молодежным объединением «Свет» под руководством иерея Иоанна Шкуропацкого. Тезисно расскажем о мероприятии.
С докладом «Не было бы счастья, да несчастье помогло, или Разговор врача с православным человеком о бесчадии» выступила Елена Васильевна Харченко, врач – акушер-гинеколог, к.м.н., председатель Общества православных врачей Алтая:
– От врачей сегодня ждут решения многих жизненных проблем, и одним из таких ожиданий является бесплодие в браке. Но возможности медицины имеют ограничения, в том числе мировоззренческие.
В разных регионах статистика фиксирует от 12 до 19 % бесплодных пар. Сейчас чаще, чем несколько десятилетий назад, говорят о мужском бесплодии: женский «вклад» в бесплодие – 60 %, мужской – 20-30 %, остальное – неизвестные причины. Женское бесплодие зиждется на двух китах. Первый – анатомические причины. Врожденные пороки при этом редки, часто проблемы – следствие сделанных абортов, беспорядочных внебрачных половых связей. Второй – нейроэндокринные сдвиги. Им во многом способствует темп современной жизни, который держит нас в постоянном психоэмоциональном напряжении. Возникло такое понятие, как эколого-генеративный диссонанс. Выражается это, в частности, ановуляцией (отсутствием овуляции, выброса яйцеклетки).
Кроме нарушения овуляторного механизма, возникают проблемы с работой и других эндокринных желез (щитовидной железы, надпочечников). Для нормального запуска овуляторного механизма женщине необходима масса тела не меньше 45 кг. Важно общее состояние здоровья женщины. Например, при нарушении свертываемости крови беременность прекращается на ранних стадиях, причем выкидыши проходят незамеченными.
Матка реагирует под воздействием яичников, а ими управляют звенья центральной нервной системы. Так что, бывает, все дело в голове. Сюда подтягиваются социальные и личностные факторы. Все девочки, заостренные на учебе, отличницы, спортсменки, карьеристки, трудоголики, высокотревожные люди попадают в группу риска. Где находится их доминанта? Нельзя быть одновременно трудоголиком и прекрасной мамой. Заостренность на социальном обесточивает эмоциональную часть. Поэтому бывает, когда приходят девочки-подростки с кровотечением, мы даем им на год медотвод от… музыкальной школы. Идет сбой в репродуктивной системе. Доминанта бывает вредной для репродукции. У беременных развивается доминанта беременности и родов, и ей ничего не должно мешать. Женщина погружается в свое внутреннее состояние и намного меньше реагирует на прежние внешние раздражители.
Есть еще мировоззренческие установки. Бывают периоды, когда мы ситуативно отказываемся от беременности (рано рожать, надо доучиться, устроиться в жизни и др.). Сейчас женщинам на все лады предлагаются эффективные виды контрацепции, а между тем угнетение репродуктивной функции путем введения гормональных препаратов не является нормальным состоянием и обязательно скажется на овуляторном механизме. При этом, если женщина начала жить половой жизнью, идет отсчет «гинекологического возраста» и может оказаться, что большой период времени репродуктивная система работает не по назначению, вхолостую, т.е. не происходит зачатия, вынашивания, выкармливания ребенка.
Среди факторов, отрицательно сказывающихся на деторождении, можно назвать желание решить семейные проблемы с помощью детей; все формы зависимости, в т. ч. компьютерной; явное или скрытое неблагополучие в семье.
С православными разговор другой: аборты мы не делали, здоровье жизнью по страстям не загубили, детей хотим – подавайте нам беременность.
С практической врачебной позиции с православными и проще, и сложнее. Проще, потому что, говоря о мировоззренческих причинах, находим понимание. Сложнее в двух аспектах. Первое: в предложении обследования и лечения начинают искать духовную подоплеку. Второе: на предложение духовно осмыслить причину, принять ее как из десницы Божьей, оказываются не готовы к тезису «Как Бог даст». Но при этом пытаются найти для себя выход во вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ), в духовно порицаемых методах, которые к тому же истощают, физически калечат женщину.
В таких ситуациях речь идет о дефиците доверия к Богу, дефиците размышления о сути брака, о главном в жизни христианина, о стремлении к свету Христову, в котором раскрывается Его воля. Среди православных есть место страсти, с которой не хочется бороться. Отсутствие крупного греха (абортов, например) не лишает нас множества мелких грехов, которые не менее тяжки. Все мы грешны посильным грехом. Страсть ослепляет, появляется агрессия, а потом уныние, когда не получается. Стоит только посмотреть на страстных женщин, которые идут на ВРТ. Детоцентризм – тяжкое состояние, которое выражается формулой: «Без них бессмысленна и бесполезна жизнь». Сейчас есть женщины, которые пытаются беременеть по причине неудачного воспитания первого ребенка. Но Господь видит наши сердечные устроения.
Много зависит от врача, которого надо выбирать не по отзывам в интернете, а по сложившимся отношениям, присутствию у него неравнодушия, сердечной предрасположенности, заинтересованности. Врач своим духом вытягивает больного.
Бог знает, что нам лучше. Но как трудно этому следовать, особенно в вопросе желания иметь детей. А ведь мы можем просто духовно не потянуть, и будет только хуже. Как сказал в одном докладе для студентов-медиков протоиерей Сергий Фисун: «Господь благословил размножение людей, но он не благословил плодиться греху». Эта тема должна рассматриваться только под знаком вечности. Православный человек – свеча на подсвечнике Божьем, его жизнь и бесчадная может стать назиданием для личного и общественного блага.
Вера Николаевна Есликовская, завуч воскресной школы Иоанно-Богословского храма, прочитала доклад на тему «Семья с приемными детьми: проблемы и решения». Какими должны быть приемные родители? Такими же, как кровные, но только еще лучше. Приемные семьи должны выполнять родительскую и профессиональную функции. Проблемы здесь те же, что и в семьях с родными, но проявляются с удвоенной и утроенной силой. И здесь нужно правильно установить отношения и полюбить. С младенцами, конечно, это сделать легче. Вспомним фильм «Дети Дон Кихота», где врач берет к себе всех отказников.
Мифы о приемных детях
- У приемных детей плохая наследственность. Но ведь многое зависит и от воспитания.
- Дети с особенностями должны воспитываться в детском доме, т.к. там медицинское обслуживание, профессиональный уход. Нет. В семьях, в любви и внимании дети развиваются гораздо лучше.
- У приемных детей высокая степень благодарности к родителям. Благодарность – это не плата, а бонус. Не надо на него рассчитывать.
- Некоторые семейные пары считают, что если хорошо получилось воспитание своих детей, то и с приемными получится. Это не всегда так.
Может возникнуть конфликт родных и приемных детей. Ошибка здесь: ущемление интересов родных детей в пользу приемных и наоборот. Дети не обязаны понимать все сложности отношений. Они требуют безусловной любви к себе.
Почему возвращают приемных детей?
- Если принимают дети вынужденно, родственники осиротевших детей. Они могут быть совершенно не готовы к этому.
- Если ребенка взяли в семью, чтобы сохранить брак. Брак распадается, ребенок больше не нужен.
- Приемные родители оказываются не готовыми к трудностям.
- Появляется в семье свой ребенок. Чужой становится обузой.
В каждом случае это трагедия.
Проблем много, но это путь. Путь сделать ребенка счастливым и самому быть счастливым. Вырастить хорошего человека и украсить свою старость детьми и внуками.
Осветить проблему с духовной точки зрения постаралась участница молодежного объединения «Свет» Алеся Радченко. В своем докладе она опиралась на труды старца Паисия Святогорца. В известном собрании его сочинений 4-й том посвящен семейной жизни. Надо сказать, что духовный опыт и жизненные наблюдения Паисия Святогорца очень созвучны выводам православного акушера-гинеколога. Среди причин бесплодия он отмечает пагубные последствия греховной жизни для репродуктивного здоровья, и особый Божий Промысл о каждой семье. «Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарию и Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить свой предвечный план о спасении людей». Иногда Господь не дает детей, чтобы устроить жизнь какого-нибудь сироты, иногда предвидит супружеские измены или то, что ничего хорошего из детей не вырастет. Бесплодие может быть дано за гордость или для испытания веры человека. И другие причины.
Современное церковное мнение и в святоотеческое учение сходятся в том, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару.
Очень важным для решения проблемы бесплодия является церковное освящение брака, отметила докладчица. В молитвах на освящение церковного брака есть слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна.
Какими бы ни были причины, нужно иметь абсолютное доверие к Божьему Промыслу.
Отец Иоанн подытожил: «Для нас, верующих, должно быть очевидно, что ребенок – дар Божий. Господь дает дитя либо по благосклонности, либо твоя воля требует его настолько, что Господь попускает твоей свободе реализоваться. Но это свобода реализуется в эгоизме, и с детьми может быть что-то не так. Когда деторождение – благословение, это радость».
Марина Боровикова
Фотогалерея
Все новости раздела
12 декабря в актовом зале Иоанно-Богословского храмового комплекса по благословению настоятеля протоиерея Георгия Крейдуна прошел круглый стол на тему «Почему у меня нет детей?», организованный молодежным объединением «Свет» под руководством иерея Иоанна Шкуропацкого. Тезисно расскажем о мероприятии.
С докладом «Не было бы счастья, да несчастье помогло, или Разговор врача с православным человеком о бесчадии» выступила Елена Васильевна Харченко, врач – акушер-гинеколог, к.м.н., председатель Общества православных врачей Алтая:
– От врачей сегодня ждут решения многих жизненных проблем, и одним из таких ожиданий является бесплодие в браке. Но возможности медицины имеют ограничения, в том числе мировоззренческие.
В разных регионах статистика фиксирует от 12 до 19 % бесплодных пар. Сейчас чаще, чем несколько десятилетий назад, говорят о мужском бесплодии: женский «вклад» в бесплодие – 60 %, мужской – 20-30 %, остальное – неизвестные причины. Женское бесплодие зиждется на двух китах. Первый – анатомические причины. Врожденные пороки при этом редки, часто проблемы – следствие сделанных абортов, беспорядочных внебрачных половых связей. Второй – нейроэндокринные сдвиги. Им во многом способствует темп современной жизни, который держит нас в постоянном психоэмоциональном напряжении. Возникло такое понятие, как эколого-генеративный диссонанс. Выражается это, в частности, ановуляцией (отсутствием овуляции, выброса яйцеклетки).
Кроме нарушения овуляторного механизма, возникают проблемы с работой и других эндокринных желез (щитовидной железы, надпочечников). Для нормального запуска овуляторного механизма женщине необходима масса тела не меньше 45 кг. Важно общее состояние здоровья женщины. Например, при нарушении свертываемости крови беременность прекращается на ранних стадиях, причем выкидыши проходят незамеченными.
Матка реагирует под воздействием яичников, а ими управляют звенья центральной нервной системы. Так что, бывает, все дело в голове. Сюда подтягиваются социальные и личностные факторы. Все девочки, заостренные на учебе, отличницы, спортсменки, карьеристки, трудоголики, высокотревожные люди попадают в группу риска. Где находится их доминанта? Нельзя быть одновременно трудоголиком и прекрасной мамой. Заостренность на социальном обесточивает эмоциональную часть. Поэтому бывает, когда приходят девочки-подростки с кровотечением, мы даем им на год медотвод от… музыкальной школы. Идет сбой в репродуктивной системе. Доминанта бывает вредной для репродукции. У беременных развивается доминанта беременности и родов, и ей ничего не должно мешать. Женщина погружается в свое внутреннее состояние и намного меньше реагирует на прежние внешние раздражители.
Есть еще мировоззренческие установки. Бывают периоды, когда мы ситуативно отказываемся от беременности (рано рожать, надо доучиться, устроиться в жизни и др.). Сейчас женщинам на все лады предлагаются эффективные виды контрацепции, а между тем угнетение репродуктивной функции путем введения гормональных препаратов не является нормальным состоянием и обязательно скажется на овуляторном механизме. При этом, если женщина начала жить половой жизнью, идет отсчет «гинекологического возраста» и может оказаться, что большой период времени репродуктивная система работает не по назначению, вхолостую, т.е. не происходит зачатия, вынашивания, выкармливания ребенка.
Среди факторов, отрицательно сказывающихся на деторождении, можно назвать желание решить семейные проблемы с помощью детей; все формы зависимости, в т. ч. компьютерной; явное или скрытое неблагополучие в семье.
С православными разговор другой: аборты мы не делали, здоровье жизнью по страстям не загубили, детей хотим – подавайте нам беременность.
С практической врачебной позиции с православными и проще, и сложнее. Проще, потому что, говоря о мировоззренческих причинах, находим понимание. Сложнее в двух аспектах. Первое: в предложении обследования и лечения начинают искать духовную подоплеку. Второе: на предложение духовно осмыслить причину, принять ее как из десницы Божьей, оказываются не готовы к тезису «Как Бог даст». Но при этом пытаются найти для себя выход во вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ), в духовно порицаемых методах, которые к тому же истощают, физически калечат женщину.
В таких ситуациях речь идет о дефиците доверия к Богу, дефиците размышления о сути брака, о главном в жизни христианина, о стремлении к свету Христову, в котором раскрывается Его воля. Среди православных есть место страсти, с которой не хочется бороться. Отсутствие крупного греха (абортов, например) не лишает нас множества мелких грехов, которые не менее тяжки. Все мы грешны посильным грехом. Страсть ослепляет, появляется агрессия, а потом уныние, когда не получается. Стоит только посмотреть на страстных женщин, которые идут на ВРТ. Детоцентризм – тяжкое состояние, которое выражается формулой: «Без них бессмысленна и бесполезна жизнь». Сейчас есть женщины, которые пытаются беременеть по причине неудачного воспитания первого ребенка. Но Господь видит наши сердечные устроения.
Много зависит от врача, которого надо выбирать не по отзывам в интернете, а по сложившимся отношениям, присутствию у него неравнодушия, сердечной предрасположенности, заинтересованности. Врач своим духом вытягивает больного.
Бог знает, что нам лучше. Но как трудно этому следовать, особенно в вопросе желания иметь детей. А ведь мы можем просто духовно не потянуть, и будет только хуже. Как сказал в одном докладе для студентов-медиков протоиерей Сергий Фисун: «Господь благословил размножение людей, но он не благословил плодиться греху». Эта тема должна рассматриваться только под знаком вечности. Православный человек – свеча на подсвечнике Божьем, его жизнь и бесчадная может стать назиданием для личного и общественного блага.
Вера Николаевна Есликовская, завуч воскресной школы Иоанно-Богословского храма, прочитала доклад на тему «Семья с приемными детьми: проблемы и решения». Какими должны быть приемные родители? Такими же, как кровные, но только еще лучше. Приемные семьи должны выполнять родительскую и профессиональную функции. Проблемы здесь те же, что и в семьях с родными, но проявляются с удвоенной и утроенной силой. И здесь нужно правильно установить отношения и полюбить. С младенцами, конечно, это сделать легче. Вспомним фильм «Дети Дон Кихота», где врач берет к себе всех отказников.
Мифы о приемных детях
- У приемных детей плохая наследственность. Но ведь многое зависит и от воспитания.
- Дети с особенностями должны воспитываться в детском доме, т.к. там медицинское обслуживание, профессиональный уход. Нет. В семьях, в любви и внимании дети развиваются гораздо лучше.
- У приемных детей высокая степень благодарности к родителям. Благодарность – это не плата, а бонус. Не надо на него рассчитывать.
- Некоторые семейные пары считают, что если хорошо получилось воспитание своих детей, то и с приемными получится. Это не всегда так.
Может возникнуть конфликт родных и приемных детей. Ошибка здесь: ущемление интересов родных детей в пользу приемных и наоборот. Дети не обязаны понимать все сложности отношений. Они требуют безусловной любви к себе.
Почему возвращают приемных детей?
- Если принимают дети вынужденно, родственники осиротевших детей. Они могут быть совершенно не готовы к этому.
- Если ребенка взяли в семью, чтобы сохранить брак. Брак распадается, ребенок больше не нужен.
- Приемные родители оказываются не готовыми к трудностям.
- Появляется в семье свой ребенок. Чужой становится обузой.
В каждом случае это трагедия.
Проблем много, но это путь. Путь сделать ребенка счастливым и самому быть счастливым. Вырастить хорошего человека и украсить свою старость детьми и внуками.
Осветить проблему с духовной точки зрения постаралась участница молодежного объединения «Свет» Алеся Радченко. В своем докладе она опиралась на труды старца Паисия Святогорца. В известном собрании его сочинений 4-й том посвящен семейной жизни. Надо сказать, что духовный опыт и жизненные наблюдения Паисия Святогорца очень созвучны выводам православного акушера-гинеколога. Среди причин бесплодия он отмечает пагубные последствия греховной жизни для репродуктивного здоровья, и особый Божий Промысл о каждой семье. «Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарию и Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить свой предвечный план о спасении людей». Иногда Господь не дает детей, чтобы устроить жизнь какого-нибудь сироты, иногда предвидит супружеские измены или то, что ничего хорошего из детей не вырастет. Бесплодие может быть дано за гордость или для испытания веры человека. И другие причины.
Современное церковное мнение и в святоотеческое учение сходятся в том, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару.
Очень важным для решения проблемы бесплодия является церковное освящение брака, отметила докладчица. В молитвах на освящение церковного брака есть слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна.
Какими бы ни были причины, нужно иметь абсолютное доверие к Божьему Промыслу.
Отец Иоанн подытожил: «Для нас, верующих, должно быть очевидно, что ребенок – дар Божий. Господь дает дитя либо по благосклонности, либо твоя воля требует его настолько, что Господь попускает твоей свободе реализоваться. Но это свобода реализуется в эгоизме, и с детьми может быть что-то не так. Когда деторождение – благословение, это радость».
Марина Боровикова
Фотогалерея
Другие новости раздела
Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху
24 апреля, в праздничный пасхальный день в ДК Барнаула выступил хор воскресной школы Покровского кафедрального собора, под руководством Вероники Архиреевой девочки исполнили: Тропарь Пасхи греко-латино-славянский; Он воскрес и теперь переливами А. Чепурен
Встречаем Пасху!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! - Звучали звонкие голоса ребят Воскресной школы Храма пророка Божия Илии и всех присутствующих на Празднике. Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и р
Популярные новости
В Барнауле торжественно встретили ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
2 октября 2024 г. в Александро-Невском соборе состоялась встреча ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны. Торжественную встречу ...
Фотовыставка «Теплота Веры», посвященная 30-летию Барнаульской Епархии открылась в г. Заринске
6 октября 2024 года, по благословению Митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, по приглашению благочинного Заринского округа, руководителя межъепархиальной Коллегии по взаимодействию Церкви с вооруженными силами и ...