Новости митрополии
Святитель Митрофан Воронежский и царь Петр I
Доклад Святитель Митрофан Воронежский и царь Петр I. Дружба, положившая начало военному флоту России подготовлен дляXII епархиальныхРождественскихобразовательныхчтений. Масштабные реформы государственной и общественной жизни, начатые молодым
Доклад «Святитель Митрофан Воронежский и царь Петр I. Дружба, положившая начало военному флоту России» подготовлен для XII епархиальных Рождественских образовательных чтений.
Масштабные реформы государственной и общественной жизни, начатые молодым царем Петром I в конце XVII века были многими восприняты в то время с большой настороженностью и даже неприятием. На глазах рушился сложившийся веками особый уклад Руси, А на смену ему приходило что-то новое и пока еще до конца непонятное, и оттого пугающее. Но были и те, кто понимал далеко идущие замыслы царя и всячески их поддерживал.
Среди них особо выделяется фигура святителя Митрофана епископа Воронежского. Родился он в 1623 г. во Владимирской земле, носил в миру имя Михаил и, как и его отец был сельским священником. На сороковом году жизни отец Михаил овдовел и принял монашеский постриг с именем Митрофан в Золотниковском монастыре под Суздалем, через три года был поставлен игуменом Успенской Яхромской обители, где привел в порядок хозяйство и построил новый храм, а еще через десять лет возглавил Унженский Троицкий монастырь, издревле особо почитаемый и опекаемый боярами Романовыми. В 1682 г. игумен Митрофан был избран епископом новообразованной Воронежской епархии, выделенной из состава обширной Рязанской. Прибыв в Москву на архиерейское рукоположение, он стал свидетелем того, как на глазах у малолетних царевичей Иоанна и Петра толпа мятежных стрельцов растерзала родственника царицы Наталии Кирилловны боярина Артамона Матвеева, принимал участие в прениях о вере с раскольниками-старообрядцами. Прибыв затем в свою епархию, епископ Митрофан увидел, что на этих пограничных землях не хватает храмов и священнослужителей, монастыри малочисленны и разграблены набегами крымских татар, а нравственный облик местных жителей оставляет желать лучшего. Все это с самого начала стало предметом особой заботы святителя. Он организовал строительство нового Благовещенского собора и других храмов, привел в порядок монастырскую жизнь, заботился о достойном нравственном состоянии священников и паствы. Дом епископа всегда был открыт для любого посетителя, а нуждающийся в помощи никогда не уходил оттуда с пустыми руками.
Проходит время, и вот в 1696 г. святитель Митрофан встречается с царем, прибывшим в Воронеж для устройства здесь судовых верфей и строительства военных кораблей. Осознавая важность такого начинания для Отечества, епископ доступно объясняет все это своей пастве, возмущенной обилием пришедших в город наемных работников, среди которых немало иностранцев, не внушающих доверия местному населению. Когда же работы прекращаются из-за отсутствия финансирования, он оказывает помощь из средств епархиальной казны, а также заботится о погребении безродных работников судоверфей, независимо от их национальности.
В начале Северной войны в 1700 г. святитель Митрофан передает в Адмиралтейство в общей сложности семь тысяч рублей на «жалование ратным людям морского воинского флота» за что получает от Государя благодарственную грамоту с заверением в вечной его милости. В 1702 г. после взятия шведской крепости Нотебург, переименованной русскими в Шлиссельбург (ключ-город) царь Петр спешит поделиться этой радостью с воронежским святителем и дарит ему ее печатное изображение.
Активно поддерживая, безусловно, полезные начинания царя, святитель Митрофан в то же время принципиально и открыто выступал против того, что считал вредным для общественной нравственности. Так однажды он отказался войти в воронежский дворец Петра I,окруженный по европейскому обычаю полуобнаженными статуями древнегреческих языческих богов и богинь. Царь через посланных пригрозил ему за ослушание смертью, на что святитель ответил: «Жизнь моя в руках царя, но не престало христианскому государю окружать себя языческими идолами и тем соблазнять простые сердца» и отправился готовиться к последнему в своей жизни богослужению. Когда об этом сообщили Петру I он, пораженный духовной твердостью и мужеством епископа, поспешил сообщить ему о своем прощении и приказал убрать все статуи.
В ноябре 1703 г. святитель Митрофан отошел ко Господу, приняв перед смертью постриг в великую схиму с именем Макарий. Царь Петр прибыл на его похороны и после отпевания вместе с самыми именитыми гражданами Воронежа нес гроб до места погребения, а затем сам опускал в могилу, восклицая при этом: «Не осталось у меня такого святого старца! Вечная ему память!»
По смерти святителя Митрофана не были забыты современниками и их потомками его великие труды на благо Церкви и Отечества. В 1832 г. на торжества, посвященные его прославлению в лике святых в Воронеж прибыл император Николай I, с великим почтением относившийся к святителю Митрофану-мудрому и ревностному священнослужителю и истинному патриоту, внесшему в свое время существенный вклад в развитие военно-морского флота России.
Протоиерей Владимир Матусов
Все новости раздела
Доклад «Святитель Митрофан Воронежский и царь Петр I. Дружба, положившая начало военному флоту России» подготовлен для XII епархиальных Рождественских образовательных чтений.
Масштабные реформы государственной и общественной жизни, начатые молодым царем Петром I в конце XVII века были многими восприняты в то время с большой настороженностью и даже неприятием. На глазах рушился сложившийся веками особый уклад Руси, А на смену ему приходило что-то новое и пока еще до конца непонятное, и оттого пугающее. Но были и те, кто понимал далеко идущие замыслы царя и всячески их поддерживал.
Среди них особо выделяется фигура святителя Митрофана епископа Воронежского. Родился он в 1623 г. во Владимирской земле, носил в миру имя Михаил и, как и его отец был сельским священником. На сороковом году жизни отец Михаил овдовел и принял монашеский постриг с именем Митрофан в Золотниковском монастыре под Суздалем, через три года был поставлен игуменом Успенской Яхромской обители, где привел в порядок хозяйство и построил новый храм, а еще через десять лет возглавил Унженский Троицкий монастырь, издревле особо почитаемый и опекаемый боярами Романовыми. В 1682 г. игумен Митрофан был избран епископом новообразованной Воронежской епархии, выделенной из состава обширной Рязанской. Прибыв в Москву на архиерейское рукоположение, он стал свидетелем того, как на глазах у малолетних царевичей Иоанна и Петра толпа мятежных стрельцов растерзала родственника царицы Наталии Кирилловны боярина Артамона Матвеева, принимал участие в прениях о вере с раскольниками-старообрядцами. Прибыв затем в свою епархию, епископ Митрофан увидел, что на этих пограничных землях не хватает храмов и священнослужителей, монастыри малочисленны и разграблены набегами крымских татар, а нравственный облик местных жителей оставляет желать лучшего. Все это с самого начала стало предметом особой заботы святителя. Он организовал строительство нового Благовещенского собора и других храмов, привел в порядок монастырскую жизнь, заботился о достойном нравственном состоянии священников и паствы. Дом епископа всегда был открыт для любого посетителя, а нуждающийся в помощи никогда не уходил оттуда с пустыми руками.
Проходит время, и вот в 1696 г. святитель Митрофан встречается с царем, прибывшим в Воронеж для устройства здесь судовых верфей и строительства военных кораблей. Осознавая важность такого начинания для Отечества, епископ доступно объясняет все это своей пастве, возмущенной обилием пришедших в город наемных работников, среди которых немало иностранцев, не внушающих доверия местному населению. Когда же работы прекращаются из-за отсутствия финансирования, он оказывает помощь из средств епархиальной казны, а также заботится о погребении безродных работников судоверфей, независимо от их национальности.
В начале Северной войны в 1700 г. святитель Митрофан передает в Адмиралтейство в общей сложности семь тысяч рублей на «жалование ратным людям морского воинского флота» за что получает от Государя благодарственную грамоту с заверением в вечной его милости. В 1702 г. после взятия шведской крепости Нотебург, переименованной русскими в Шлиссельбург (ключ-город) царь Петр спешит поделиться этой радостью с воронежским святителем и дарит ему ее печатное изображение.
Активно поддерживая, безусловно, полезные начинания царя, святитель Митрофан в то же время принципиально и открыто выступал против того, что считал вредным для общественной нравственности. Так однажды он отказался войти в воронежский дворец Петра I,окруженный по европейскому обычаю полуобнаженными статуями древнегреческих языческих богов и богинь. Царь через посланных пригрозил ему за ослушание смертью, на что святитель ответил: «Жизнь моя в руках царя, но не престало христианскому государю окружать себя языческими идолами и тем соблазнять простые сердца» и отправился готовиться к последнему в своей жизни богослужению. Когда об этом сообщили Петру I он, пораженный духовной твердостью и мужеством епископа, поспешил сообщить ему о своем прощении и приказал убрать все статуи.
В ноябре 1703 г. святитель Митрофан отошел ко Господу, приняв перед смертью постриг в великую схиму с именем Макарий. Царь Петр прибыл на его похороны и после отпевания вместе с самыми именитыми гражданами Воронежа нес гроб до места погребения, а затем сам опускал в могилу, восклицая при этом: «Не осталось у меня такого святого старца! Вечная ему память!»
По смерти святителя Митрофана не были забыты современниками и их потомками его великие труды на благо Церкви и Отечества. В 1832 г. на торжества, посвященные его прославлению в лике святых в Воронеж прибыл император Николай I, с великим почтением относившийся к святителю Митрофану-мудрому и ревностному священнослужителю и истинному патриоту, внесшему в свое время существенный вклад в развитие военно-морского флота России.
Протоиерей Владимир Матусов
Другие новости раздела
Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху
24 апреля, в праздничный пасхальный день в ДК Барнаула выступил хор воскресной школы Покровского кафедрального собора, под руководством Вероники Архиреевой девочки исполнили: Тропарь Пасхи греко-латино-славянский; Он воскрес и теперь переливами А. Чепурен
Встречаем Пасху!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! - Звучали звонкие голоса ребят Воскресной школы Храма пророка Божия Илии и всех присутствующих на Празднике. Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и р
Популярные новости
В Барнауле торжественно встретили ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
2 октября 2024 г. в Александро-Невском соборе состоялась встреча ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны. Торжественную встречу ...
Фотовыставка «Теплота Веры», посвященная 30-летию Барнаульской Епархии открылась в г. Заринске
6 октября 2024 года, по благословению Митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, по приглашению благочинного Заринского округа, руководителя межъепархиальной Коллегии по взаимодействию Церкви с вооруженными силами и ...