Новости

Царские Часы

Царские Часы

ЧАСЫ

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

 

ВЕИКИЕ (ЦАРСКИЕ) ЧАСЫ

Царские часы совершаются в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления Господня и в Великую пятницу. Они составлены Кириллом Александрийским (IV в., Египет) и состоят из иных псалмов, нежели обычные часы:

  • 1 час - 5, 2, 21 пс;
  • 3й - 34, 108, 50;
  • 6й - 53, 139, 90;
  • 9й - 68, 69, 85.

 

После псалмов читаются паримииАпостолЕвангелие.

Царскими они называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. В навечерия Рождества Христоваи Богоявления часы (1, 3, 6 и 9) совершаются все вместе и отдельно от прочих служб.

От обыкновенных часов Царские часы отличаются чтением некоторых особых псалмов вместо обычных, а также особыми песнопениями, паремиями и чтениями из Апостола и Евангелия. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.

 

Чин Царских часов составлен св. Кириллом АлександрийскимСофроний, патриарх Иерусалимский, написал для них некоторые песнопения. В Великую пятницу Царские часы совершаются по чину св. Кирилла Александрийского.

 

Фотогалерея

Теги:
Александро-Невский Собор Праздники Рождество Христово Царские Часы


Все новости раздела


Новости по теме

Другие новости раздела

Духовенство и преподаватели воскресной школы Александро-Невского Собора г. Барнаула приняли участие в  пленарном заседании XV региональных Рождественских образовательных чтений
Новости прихода

Духовенство и преподаватели воскресной школы Александро-Невского Собора г. Барнаула приняли участие в пленарном заседании XV региональных Рождественских образовательных чтений

22 ноября в конференц-зале Барнаульского епархиального управления состоялось пленарное заседание XV Рождественских региональных образовательных чтений. Тема была приурочена к приближающейся дате 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и

Покров Пресвятой Богородицы
Новости прихода

Покров Пресвятой Богородицы

В Х веке Варварское племя сарацин, движимое ненавистью к христианам, обложило Константинополь с единственной целью – стереть его с лица земли….Глубина покаянного чувства сокрушения о грехах, причиной которого явилось нашедшее на греков

Популярные новости

В Барнауле торжественно встретили ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
Новости прихода

В Барнауле торжественно встретили ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы

2 октября 2024 г. в Александро-Невском соборе состоялась встреча ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны. Торжественную встречу ...

Фотовыставка «Теплота Веры», посвященная 30-летию Барнаульской Епархии открылась в г. Заринске
Новости прихода

Фотовыставка «Теплота Веры», посвященная 30-летию Барнаульской Епархии открылась в г. Заринске

6 октября 2024 года, по благословению Митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, по приглашению благочинного Заринского округа, руководителя межъепархиальной Коллегии по взаимодействию Церкви с вооруженными силами и ...