Новости

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.

Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды...

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской...» (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?

Ю. Рубан

 

 



Все новости раздела


Другие новости раздела

Во Владимирской митрополии встретили мощи преподобного Макария Алтайского

Во Владимирской митрополии встретили мощи преподобного Макария Алтайского

26 мая 2024 г. в неделю 4-ю по Пасхе митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил Божественную  литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира. Владыке Тихону сослужили митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий,

Мощи преподобного Макария передали из Орла на Алтай

Мощи преподобного Макария передали из Орла на Алтай

Утром 25 мая из Богоявленского собора города Орла в храм Сретения Господня в поселке Вятский Посад Орловского муниципального округа доставили раку с мощами  преподобного Макария Алтайского (Глухарева) . Сонм Архипастырей и духовенство 

Популярные новости

Воспитанник Воскресной школы Александро-Невского Собора г. Барнаула принял участие в финале Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне» в г. Москве
События

Воспитанник Воскресной школы Александро-Невского Собора г. Барнаула принял участие в финале Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне» в г. Москве

С 23 по 26 марта 2024 года, по благословению Благочинного Барнаульского городского округа и настоятеля Александро-Невского Собора воспитанник Воскресной школы Собора Илья Татаринов представлял Алтайский край в очном финальном туре X юбилейного ...

Протоиерей Андрей Басов принял участие в открытии Международной художественной выставки «Душа Палестины»
Служение настоятеля

Протоиерей Андрей Басов принял участие в открытии Международной художественной выставки «Душа Палестины»

08 апреля 2024 г. в Алтайском государственном институте культуры прошло открытие 103-ей Международной художественной выставке «Душа Палестины», являющейся продолжением социально значимого проекта «Палестина глазами российских и ...