Новости митрополии
"Почитание св. благ. кн. Александра Невского в иконах Покровского собора г. Барнаула"
Публикуем доклады участниковXI епархиальныхРождественскихобразовательныхчтений. Приветствую всех участников краевых XI Рождественских образовательных чтений Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа. Тема доклада: Почитание
Публикуем доклады участников XI епархиальных Рождественских образовательных чтений.
Приветствую всех участников краевых XI Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».
Тема доклада: «Почитание св. вел. благ. кн. Александра Невского в иконах Покровского собора г. Барнаула».
Но перед тем, как приступить к данной теме, хотел бы дать историческую справку и ответить на вопрос: - «Как Александр Невский связан с нашей малой Родиной - Алтаем».
В начале XVIII в. Россия вела Северную войну со Швецией, которая продолжалась долгие 20 лет. В этот период острой необходимостью стало получение собственных металлов, особенно меди, для изготовления пушек. По указу Петра I снаряжались поисковые экспедиции для исследования рудных недр, за открытие медных и серебряных руд люди поощрялись премия. О наличии металлов на Алтае были известно давно, чем и воспользовался уральский предприниматель Акинфий Демидов. В 1726 г. он получил разрешение и монопольное право на строительство на Алтае заводов и рудников. В 1729 г. на притоке реки Белой заработал медеплавильный Колывано-Воскресенского завода. В 1744 г. начал работать еще один демидовский Барнаульский сереброплавильный завод. Из серебра алтайского Змеиногорского рудника Демидов тайно чеканил серебряную монету на своем уральском заводе. Слухи об этом дошли до Петербурга, и царица Елизавета Петровна направила на Алтай с проверкой комиссию. Дальнейшие события мы помним. В 1747 году императрица Елизавета конфисковала демидовские владения на Алтае, издав Указ, которым Алтай передавался в императорскую собственность. С этого момента начался кабинетский период в истории Алтая.
За первые пять лет с 1747 по 1752 годы на Алтае было выплавлено свыше 750 пудов серебра. Из алтайского серебра добытого на Колываниских заводах к 1753 году по заказу императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена большая рака Александра Невского весом в 90 пудов (1500 кг). Этот шедевр ювелирного искусства, уникальный памятник русского барокко Елизаветинского времени находиться ныне в Эрмитаже.
Существует еще и малая рака, изготовленая в 1695 году, где пребывали мощи св. Александра Невского, она находилась в Рождественском монастыре г. Владимира. А в 1724 году сам Петра I привез ковчег с мощами благоверного князя и поместил его в храме Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Сейчас мощи находятся в главном Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
Большая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:
Святой и храбрый князь здесь телом почивает:
Но духом от небес на град сей призирает,
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо ПЕТРУ способствовал.
Являя дщерь Его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь
От первого сребра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.
Описание большой раки
Рака представляет из себя пятиярусную пирамиду, украшенную накладными литыми прочеканенными ветвями, цветами, листьями. В середине второго яруса — чеканное изображение князя Александра Невского со знаменем и его супруги Александры княгини Полоцкой с крестом. Над изображением — накладной шлем с плюмажем. По обе стороны третьего яруса — две литые фигуры ангелов, держащие в руках щиты неправильной формы с надписями, сочиненными также Ломоносовым. На правом щите: Богу всемогущему и Его угоднику Благоверному и великому князю Александру Невскому Россов усердному защитнику презревшему прещение мучителя тварь боготворить повелевшаго укротившему варварство на Востоке низложившему зависть на Западе по земном княжении в вечное царство переселенному в лето 1263. Усердием Петра Великаго на месте древных и новых побед перенесенному 1724 года.
На левом щите: Державнейшая Елизавета отеческаго ко святым почитания подражательница к нему благочестием усердствуя сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретенного при ея благословейной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750.
Выше ангелов, на серебряной порфире, поясное изображение Александра Невского в короне. Над изображением князя сияние из облаков и лучей, в середине вензель АН. По обеим сторонам раки, на серебряных пьедесталах, литые из серебра арматурные группы с воинскими доспехами и оружием: знамя, копье, шлем, латы, булава, бердыш. Завершают композицию два напольных подсвечника на фигурном причудливом стояке.
К концу XVIII в. иссякли запасы Змеиногорского серебряного рудника, выплавка серебра стала незначительной. В годы правления императора–освободителя Александр II было разрешено селиться на кабинетных землях Алтая. Население Барнаула стало быстро расти, поэтому количество прежних городских храмов стало нахватать. С этого времени начинается история Покровской церкви в городе Барнауле. Многих новых барнаульцев – в основном бедных людей менщанского и крестьянского сословий – раселяли на западной окраине города, за Конюшенным переулком (ныне это проспект Красноармейский) в Зайчанской слободе. Заячья слобода быстро росла, а своего храма не имела.
Благословение на постройку церкви Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Александра Невского в Заячьей слободе дал Томский епископ Парфений 20 ноября 1859 года. Покровская деревянная церковь была построена и освящена в 1863 году. Хочу заострить ваше внимание на этой информации, что церковь состояла из двух приделов, одним из которых был придел святого князя Александра Невского. Постепенно в городе Барнауле все деревянные храмы были перестроены на каменные. Пришла очередь перестраивать и деревянную Покровскую церковь, в которую жители слободы уже не вмещались. В 1904 года строительство новой трехпрестольной каменной церкви было завершено. Главный центральный придел был освящен в честь иконы Покрова Богородицы, правый придел был посвящен святому благоверному князю Александру Невскому, а левый святому великомученику Пантелеимону.
Иконы святого благоверного князя Александра Невского в Покровском соборе г. Барнаула
На данный момент в правом приделе нашего Покровского кафедрального собора находиться пять иконописных изображений святого князя.
Надо сказать, что перед своей смертью в 1263 году князь Александр Невский принял схиму с именем Алексей. Почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».
Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. После канонизации стали писать иконописные изображения святого. Святого Александра изображали на иконах как монаха в схимнических одеждах, как правило со свитком в руке. Параллельно «монашескому» иконографическому изводу св. Александра Невского существовал еще и «княжеский», появившийся уже в XVI в. В XVII в. продолжали развиваться обе линии иконографии.
Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 г. после перенесения его мощей в Санкт-Петербург. В этом же году был издан указ Святейшего Синода (от 15 июня 1724 г.) писать святого Александра Невского не в монашеских одеждах, а в великокняжеских. Поэтому иконы XVIII–XIX вв. изображает св. Александра Невского именно так, как установлено Святейшим Синодом – в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.
Иконы князя в Покровском соборе выполненных разными техниками: фрески, иконы и мозаики, но все изображения писаны в «княжеском изводе», т.е. изображают Александра Невского как князя и полководца.
Мозаичное изображение находиться на апсиде алтарной части правого придела с внешней стороны улицы. Князь изображен со стягом – хоругвией Нерукотворного Спаса и мечем на облаках, как святой победитель.
Вторая алтарная икона находиться внутри Алтаря с правой стороны от Горнего места. На фреске князь изображен в полный рост на поле сражения с палицей, шлемом и мечем, как былинный богатырь.
Третья писана также в стиле фрески, поясное изображение в виде иконы находиться внутри храма над окнами правого придела. Икону несут по воздуху ангелы Божии. Так обозначили иконописцы покровителя правого придела. В левом приделе симметрично расположено подобное изображение иконы целителя Пантелеимона тоже с ангелами. Здесь князь предстает пред нами как воин Христов в княжеской мантии и с крестом в левой руке, указывая правой на крест, как бы говоря: «Сим победишь!».
Четвертая икона находиться в правом верхнем ярусе иконостаса. Это икона должна находиться в местном ряду иконостаса (нижний ярус с правой стороны, после южной входной двери иконостаса), но в связи с небольшим пространством для размещения полного иконостаса икону с покропителем придела пришлось вынуждено разместить на верхнем ярусе. Аналогично сделано и в левом приделе. Икона вмч. Пантелеимона,
покровителя придела, также расположена на верхнем ярусе с правой стороны.
Пятая - аналойная икона благоверного князя Александра временно распологается вместе с другими аналойными иконами на стене правого придела. На ней Александр Невский изображен в воинских латах, поверх которых накинута походная красная мантия, в левой руке держит крест, а в правой щит и меч, на голове одет княжеский головной убор. Эта икона была написана специально для правого придела в Иконописной реставрационной мастерской Барнаульской епархии в 2011 году иконописцем Александрой Бекетовой (на обратной стороне иконы можно увидеть клемо с обозначением мастерской).
Дорогие братья и сестры, благодарю Вас, что ознакомились с докладом! Будем же просить молитв и помощи в трудных ситуациях у святого князя Александра, который показал нам пример правды, мужества, усердного труда и любви к сродникам, побеждая врагов Отечества, а также стяжал благодать у Бога своим смирением, рассудительностью и молитвой, побеждая врагов невидимых.
Клирик Покровского кафедрального собора г. Барнаула, протодиакон Владимир Черных
Все новости раздела
Публикуем доклады участников XI епархиальных Рождественских образовательных чтений.
Приветствую всех участников краевых XI Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».
Тема доклада: «Почитание св. вел. благ. кн. Александра Невского в иконах Покровского собора г. Барнаула».
Но перед тем, как приступить к данной теме, хотел бы дать историческую справку и ответить на вопрос: - «Как Александр Невский связан с нашей малой Родиной - Алтаем».
В начале XVIII в. Россия вела Северную войну со Швецией, которая продолжалась долгие 20 лет. В этот период острой необходимостью стало получение собственных металлов, особенно меди, для изготовления пушек. По указу Петра I снаряжались поисковые экспедиции для исследования рудных недр, за открытие медных и серебряных руд люди поощрялись премия. О наличии металлов на Алтае были известно давно, чем и воспользовался уральский предприниматель Акинфий Демидов. В 1726 г. он получил разрешение и монопольное право на строительство на Алтае заводов и рудников. В 1729 г. на притоке реки Белой заработал медеплавильный Колывано-Воскресенского завода. В 1744 г. начал работать еще один демидовский Барнаульский сереброплавильный завод. Из серебра алтайского Змеиногорского рудника Демидов тайно чеканил серебряную монету на своем уральском заводе. Слухи об этом дошли до Петербурга, и царица Елизавета Петровна направила на Алтай с проверкой комиссию. Дальнейшие события мы помним. В 1747 году императрица Елизавета конфисковала демидовские владения на Алтае, издав Указ, которым Алтай передавался в императорскую собственность. С этого момента начался кабинетский период в истории Алтая.
За первые пять лет с 1747 по 1752 годы на Алтае было выплавлено свыше 750 пудов серебра. Из алтайского серебра добытого на Колываниских заводах к 1753 году по заказу императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена большая рака Александра Невского весом в 90 пудов (1500 кг). Этот шедевр ювелирного искусства, уникальный памятник русского барокко Елизаветинского времени находиться ныне в Эрмитаже.
Существует еще и малая рака, изготовленая в 1695 году, где пребывали мощи св. Александра Невского, она находилась в Рождественском монастыре г. Владимира. А в 1724 году сам Петра I привез ковчег с мощами благоверного князя и поместил его в храме Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Сейчас мощи находятся в главном Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
Большая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:
Святой и храбрый князь здесь телом почивает:
Но духом от небес на град сей призирает,
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо ПЕТРУ способствовал.
Являя дщерь Его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь
От первого сребра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.
Описание большой раки
Рака представляет из себя пятиярусную пирамиду, украшенную накладными литыми прочеканенными ветвями, цветами, листьями. В середине второго яруса — чеканное изображение князя Александра Невского со знаменем и его супруги Александры княгини Полоцкой с крестом. Над изображением — накладной шлем с плюмажем. По обе стороны третьего яруса — две литые фигуры ангелов, держащие в руках щиты неправильной формы с надписями, сочиненными также Ломоносовым. На правом щите: Богу всемогущему и Его угоднику Благоверному и великому князю Александру Невскому Россов усердному защитнику презревшему прещение мучителя тварь боготворить повелевшаго укротившему варварство на Востоке низложившему зависть на Западе по земном княжении в вечное царство переселенному в лето 1263. Усердием Петра Великаго на месте древных и новых побед перенесенному 1724 года.
На левом щите: Державнейшая Елизавета отеческаго ко святым почитания подражательница к нему благочестием усердствуя сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретенного при ея благословейной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750.
Выше ангелов, на серебряной порфире, поясное изображение Александра Невского в короне. Над изображением князя сияние из облаков и лучей, в середине вензель АН. По обеим сторонам раки, на серебряных пьедесталах, литые из серебра арматурные группы с воинскими доспехами и оружием: знамя, копье, шлем, латы, булава, бердыш. Завершают композицию два напольных подсвечника на фигурном причудливом стояке.
К концу XVIII в. иссякли запасы Змеиногорского серебряного рудника, выплавка серебра стала незначительной. В годы правления императора–освободителя Александр II было разрешено селиться на кабинетных землях Алтая. Население Барнаула стало быстро расти, поэтому количество прежних городских храмов стало нахватать. С этого времени начинается история Покровской церкви в городе Барнауле. Многих новых барнаульцев – в основном бедных людей менщанского и крестьянского сословий – раселяли на западной окраине города, за Конюшенным переулком (ныне это проспект Красноармейский) в Зайчанской слободе. Заячья слобода быстро росла, а своего храма не имела.
Благословение на постройку церкви Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Александра Невского в Заячьей слободе дал Томский епископ Парфений 20 ноября 1859 года. Покровская деревянная церковь была построена и освящена в 1863 году. Хочу заострить ваше внимание на этой информации, что церковь состояла из двух приделов, одним из которых был придел святого князя Александра Невского. Постепенно в городе Барнауле все деревянные храмы были перестроены на каменные. Пришла очередь перестраивать и деревянную Покровскую церковь, в которую жители слободы уже не вмещались. В 1904 года строительство новой трехпрестольной каменной церкви было завершено. Главный центральный придел был освящен в честь иконы Покрова Богородицы, правый придел был посвящен святому благоверному князю Александру Невскому, а левый святому великомученику Пантелеимону.
Иконы святого благоверного князя Александра Невского в Покровском соборе г. Барнаула
На данный момент в правом приделе нашего Покровского кафедрального собора находиться пять иконописных изображений святого князя.
Надо сказать, что перед своей смертью в 1263 году князь Александр Невский принял схиму с именем Алексей. Почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».
Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. После канонизации стали писать иконописные изображения святого. Святого Александра изображали на иконах как монаха в схимнических одеждах, как правило со свитком в руке. Параллельно «монашескому» иконографическому изводу св. Александра Невского существовал еще и «княжеский», появившийся уже в XVI в. В XVII в. продолжали развиваться обе линии иконографии.
Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 г. после перенесения его мощей в Санкт-Петербург. В этом же году был издан указ Святейшего Синода (от 15 июня 1724 г.) писать святого Александра Невского не в монашеских одеждах, а в великокняжеских. Поэтому иконы XVIII–XIX вв. изображает св. Александра Невского именно так, как установлено Святейшим Синодом – в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.
Иконы князя в Покровском соборе выполненных разными техниками: фрески, иконы и мозаики, но все изображения писаны в «княжеском изводе», т.е. изображают Александра Невского как князя и полководца.
Мозаичное изображение находиться на апсиде алтарной части правого придела с внешней стороны улицы. Князь изображен со стягом – хоругвией Нерукотворного Спаса и мечем на облаках, как святой победитель.
Вторая алтарная икона находиться внутри Алтаря с правой стороны от Горнего места. На фреске князь изображен в полный рост на поле сражения с палицей, шлемом и мечем, как былинный богатырь.
Третья писана также в стиле фрески, поясное изображение в виде иконы находиться внутри храма над окнами правого придела. Икону несут по воздуху ангелы Божии. Так обозначили иконописцы покровителя правого придела. В левом приделе симметрично расположено подобное изображение иконы целителя Пантелеимона тоже с ангелами. Здесь князь предстает пред нами как воин Христов в княжеской мантии и с крестом в левой руке, указывая правой на крест, как бы говоря: «Сим победишь!».
Четвертая икона находиться в правом верхнем ярусе иконостаса. Это икона должна находиться в местном ряду иконостаса (нижний ярус с правой стороны, после южной входной двери иконостаса), но в связи с небольшим пространством для размещения полного иконостаса икону с покропителем придела пришлось вынуждено разместить на верхнем ярусе. Аналогично сделано и в левом приделе. Икона вмч. Пантелеимона,
покровителя придела, также расположена на верхнем ярусе с правой стороны.
Пятая - аналойная икона благоверного князя Александра временно распологается вместе с другими аналойными иконами на стене правого придела. На ней Александр Невский изображен в воинских латах, поверх которых накинута походная красная мантия, в левой руке держит крест, а в правой щит и меч, на голове одет княжеский головной убор. Эта икона была написана специально для правого придела в Иконописной реставрационной мастерской Барнаульской епархии в 2011 году иконописцем Александрой Бекетовой (на обратной стороне иконы можно увидеть клемо с обозначением мастерской).
Дорогие братья и сестры, благодарю Вас, что ознакомились с докладом! Будем же просить молитв и помощи в трудных ситуациях у святого князя Александра, который показал нам пример правды, мужества, усердного труда и любви к сродникам, побеждая врагов Отечества, а также стяжал благодать у Бога своим смирением, рассудительностью и молитвой, побеждая врагов невидимых.
Клирик Покровского кафедрального собора г. Барнаула, протодиакон Владимир Черных
Другие новости раздела
Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху
24 апреля, в праздничный пасхальный день в ДК Барнаула выступил хор воскресной школы Покровского кафедрального собора, под руководством Вероники Архиреевой девочки исполнили: Тропарь Пасхи греко-латино-славянский; Он воскрес и теперь переливами А. Чепурен
Встречаем Пасху!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! - Звучали звонкие голоса ребят Воскресной школы Храма пророка Божия Илии и всех присутствующих на Празднике. Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и р
Популярные новости
В Барнауле торжественно встретили ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
2 октября 2024 г. в Александро-Невском соборе состоялась встреча ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы и частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны. Торжественную встречу ...
Фотовыставка «Теплота Веры», посвященная 30-летию Барнаульской Епархии открылась в г. Заринске
6 октября 2024 года, по благословению Митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, по приглашению благочинного Заринского округа, руководителя межъепархиальной Коллегии по взаимодействию Церкви с вооруженными силами и ...