Новости митрополии
Беседы на праздник Сретения
Сретение Господне двунадесятый праздник о встрече Бога с человеком и человека с Богом. Праздник этот был всегда любим на Руси простым людом. И в наше время тонко чувствующие и литературно одаренные натуры откликались на духовное содержание
Сретение Господне – двунадесятый праздник о встрече Бога с человеком и человека с Богом.
Праздник этот был всегда любим на Руси простым людом. И в наше время тонко чувствующие и литературно одаренные натуры откликались на духовное содержание праздника. Среди них выделяется стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье».
Бродский Иосиф
Анне Ахматовой
Сретенье
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Мы также предлагаем посетителям нашего сайта услышать мелодию этого произведения в чтении известного православного миссионера протоиерея Александра Шмемана.
И. Бродский - Сретение - прот. Александр Шмеман
В видео как музыкальный фон использован фрагмент оратории «Страсти по Матфею» (2007) митрополита Илариона (Алфеева), визуальный ряд составили иконописные образы, иллюстрирующие встречу Ветхого и Нового Заветов.
Читая стихотворение, отец Александр меняет слова местами, заменяя некоторые из них схожими по смыслу, и даже пропускает некоторые фрагменты. Такое возможно в том случае, когда стих зачитывается не с листа, а наизусть. По свидетельству его сына, Сергея, «у отца Александра была удивительная память — он мог читать бесконечно на память стихов и даже романов». Именно эта развитая способность к запоминанию, укорененная в постоянной практике чтения, позволяла ему читать курсы и вести передачи по литературе. Яркое впечатление произношения Бродским своих стихов, похожее скорее на пение или оглашение, стало событием почти магическим, каким определил его отец Александр.
То, что Анна Ахматова назвала в стихах Бродского «волшебством», у отца Александра Шмемана обрело новую глубину переживания этой встречи Старого и Нового, божественного и человеческого, что в прямом смысле можно назвать чувством религиозным (religare по латыни - связывать, соединять). Возможно ли что-то совершеннее, то есть нечто выше этого действия стиха? Утвердительно ответить на этот вопрос будет неслыханной дерзостью, но когда это не единичный акт воздействия, а речь, впитанная в память говорящего, пусть и в несколько искаженном виде – тогда говорящий становится частью этой речи, сам становится частью совершенного.
Надеемся, что вам также будет интересна беседа (аудио) известного филолога Марины Валентиновны Михайловой. Это - литературный разбор стихотворения «Сретенье» и размышления над ним с опорой на высказывания о. Александра Шмемана.
Справка: Марина Валентиновна Михайлова - кандидат философских наук; автор книги «Эстетика молчания: Молчание как апофатическая форма духовного опыта»; ведущая литературных передач на радио «Град Петров».
Аудио беседы
Лекция Марины Михайловой «"Сретение" Иосифа Бродского. О встрече с человеком и встрече с Богом»
Все новости раздела
Сретение Господне – двунадесятый праздник о встрече Бога с человеком и человека с Богом.
Праздник этот был всегда любим на Руси простым людом. И в наше время тонко чувствующие и литературно одаренные натуры откликались на духовное содержание праздника. Среди них выделяется стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье».
Бродский Иосиф
Анне Ахматовой
Сретенье
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Мы также предлагаем посетителям нашего сайта услышать мелодию этого произведения в чтении известного православного миссионера протоиерея Александра Шмемана.
И. Бродский - Сретение - прот. Александр Шмеман
В видео как музыкальный фон использован фрагмент оратории «Страсти по Матфею» (2007) митрополита Илариона (Алфеева), визуальный ряд составили иконописные образы, иллюстрирующие встречу Ветхого и Нового Заветов.
Читая стихотворение, отец Александр меняет слова местами, заменяя некоторые из них схожими по смыслу, и даже пропускает некоторые фрагменты. Такое возможно в том случае, когда стих зачитывается не с листа, а наизусть. По свидетельству его сына, Сергея, «у отца Александра была удивительная память — он мог читать бесконечно на память стихов и даже романов». Именно эта развитая способность к запоминанию, укорененная в постоянной практике чтения, позволяла ему читать курсы и вести передачи по литературе. Яркое впечатление произношения Бродским своих стихов, похожее скорее на пение или оглашение, стало событием почти магическим, каким определил его отец Александр.
То, что Анна Ахматова назвала в стихах Бродского «волшебством», у отца Александра Шмемана обрело новую глубину переживания этой встречи Старого и Нового, божественного и человеческого, что в прямом смысле можно назвать чувством религиозным (religare по латыни - связывать, соединять). Возможно ли что-то совершеннее, то есть нечто выше этого действия стиха? Утвердительно ответить на этот вопрос будет неслыханной дерзостью, но когда это не единичный акт воздействия, а речь, впитанная в память говорящего, пусть и в несколько искаженном виде – тогда говорящий становится частью этой речи, сам становится частью совершенного.
Надеемся, что вам также будет интересна беседа (аудио) известного филолога Марины Валентиновны Михайловой. Это - литературный разбор стихотворения «Сретенье» и размышления над ним с опорой на высказывания о. Александра Шмемана.
Справка: Марина Валентиновна Михайлова - кандидат философских наук; автор книги «Эстетика молчания: Молчание как апофатическая форма духовного опыта»; ведущая литературных передач на радио «Град Петров».
Аудио беседы
Лекция Марины Михайловой «"Сретение" Иосифа Бродского. О встрече с человеком и встрече с Богом»
Другие новости раздела
Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху
24 апреля, в праздничный пасхальный день в ДК Барнаула выступил хор воскресной школы Покровского кафедрального собора, под руководством Вероники Архиреевой девочки исполнили: Тропарь Пасхи греко-латино-славянский; Он воскрес и теперь переливами А. Чепурен
Встречаем Пасху!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! - Звучали звонкие голоса ребят Воскресной школы Храма пророка Божия Илии и всех присутствующих на Празднике. Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и р
Популярные новости
В день празднования Смоленской иконы Божией Матери настоятель Александро-Невского Собора возглавил Божественную Литургию
10 августа 2024 года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия" и день своего рождения, Благочинный Барнаульского городского округа, настоятель Александро-Невского Собора города ...
Преображение Господне
19 августа 2024 года, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Благочинный Барнаульского городского округа и настоятель Александро-Невского Собора протоиерей Андрей Басов возглавил Божественную ...