Новости митрополии
Сребролюбие - грех Иуды
В дни Великого поста мы, готовясь к Святому Причастию, читаем особое песнопение Егда славнии ученицы, в котором вспоминается грех Иуды и звучит предостережение душе о страсти сребролюбия. Особенно пронзительно звучит этот текст в дни
В дни Великого поста мы, готовясь к Святому Причастию, читаем особое песнопение «Егда славнии ученицы…», в котором вспоминается грех Иуды и звучит предостережение душе о страсти сребролюбия. Особенно пронзительно звучит этот текст в дни предательства Христа в Великий Четверг и на утрене Великой Пятницы.
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!
Перед днями, когда мы будем вспоминать Страсти Христовы, нам следует заблаговременно прочитать, для нашего сохранения, о грехе сребролюбия. Тем более, что этот грех в наше время становится особенно распространенным, чего только стоит одно только изречение «человек – хозяин своей судьбы», в котором закладывают и страсть к накопительству, как способу «простраивания своего будущего».
В этом начинании руководством нам станет «Лествица», труд святого отца нашего прп. Иоанн Лествичника, он поможет нам «обозначить» врага.
Слово 16-ое «О сребролюбии» из сокровищницы Лествицы небольшое по объему, но дающее духовное представление о сущности этого греха. Предлагаем прочитать его, снабдив наставлениями святых отцов, духовно опытных людей, наших современников, священников-миссионеров.
1. Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тмоглавного беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании.
Прп. Иоанн Лествичник называет этого беса тьмоглавным, т.е. имеющим десять тысяч голов или родоначальником тьмы других грехов. Свт. Иоанн Златоуст описывает порождения этой страсти:
- «Поистине сребролюбие ужаснейшая из всех страстей. Отсюда расхитители гробниц, отсюда убийцы, отсюда войны и битвы, отсюда всякое зло, какое бы ты ни назвал. И подобный человек <сребролюбец> везде бывает бесполезен, случится ли ему начальствовать над войском, или управлять народом. И он бывает таким не только в делах общественных, но даже и в частных».
- «...Сребролюбец ненавистен не только потому, что презирает живущих в скудости, но и потому, что сам привыкает к жестокости и бесчеловечию, а равно презирающий деньги для бедных тем и любезен, что милосерд и человеколюбив».
- «Сребролюбцы боятся, чтобы когда-нибудь законным образом не вышло из дома их то, что вошло неправедно. Они трепещут за всякую малость, гневаются, раздражаются против домашних и против чужих. Попеременно овладевает ими то малодушие, то страх, то ярость, и они, как бы переходя с утеса на утес, каждодневно ожидают того, чего еще не получили. Вследствие этого они не наслаждаются и тем, что имеют, как потому, что не уверены в своей безопасности, так и потому, что всею мыслию устремляются к тому, чего еще не получили. И как непрестанно томящийся жаждою, хотя бы выпил бесчисленные источники, не чувствует удовольствия, потому что не насыщается, так сребролюбцы не только не ощущают удовольствия, но еще тем более мучаются, чем более получают богатства, так как их похоть не имеет никаких пределов. Таково настоящее состояние сребролюбцев!»
2. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии.
Поклонение идолам означает, как согласно пишут святые отцы, что человек в сердце поселил не Бога, а нечто другое. Об этом сказал Авва Херемон: «Кто не подает необходимого бедным, и свои деньги, которые бережет по недоверчивой скупости, предпочитает заповедям Христовым, тот впадает в порок идолопоклонства, так как любовь к мирскому веществу предпочитает любви Божией».
Приводим подробный комментарий на эти слова прп. Иоанна из миссионерской беседы священника Даниила Сысоева:
«Сребролюбие есть поклонение идолам - деньги становятся для человека идолом, им он приносит буквально всю свою жизнь; в нашей реальности люди, которые обуяны этой страстью, в случае, когда они оказываются разорены, заканчивают жизнь самоубийством; в древности в языческих сообществах люди сжигали детей на кострах в честь бога богатства, да и в наше время убийство наших детей идет под тем же предлогом: Зачем плодить нищету? Я еще должен для себя пожить.
Как будто человек живет для себя! Он обманывается, он не для себя живет, он живет для денег, которым служит как купленный раб.
Сребролюбие есть - дщерь неверия, потому что человек со страстью сребролюбия не верит Богу, а потом уже не верит и в Бога. А во что он верит? Этот человек верит в деньги: он считает, что деньги могут все. Именно поэтому на Бога он не надеется и не верит в Бога.
Сребролюбие есть - извинение себя своими немощами. Это еще одно оправдание сребролюбия: вдруг я буду болеть, и мне нужны будут деньги на лечение, а что же тогда будет со мной, если денег не будет? Но не проще ли христианам положить упование на Бога, который силен исцелить и больного? Вспомните случай исцеления человека, «хромого от чрева матери», ап. Петром и Иоанном (Деяниях апостолов 3:1-8):
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
Апостолы Петр и Иоанн говорят, денег у нас нет, но дадим то, что у нас есть во имя Иисуса Христа: во имя Иисуса Христа встань и ходи. Вы только представьте! Какие деньги такое могут сделать: хромого от рождения человека поставить на ноги? Да никакие. И это чистая правда, наша жизнь полна чудесных случаев исцеления и помощи больным.
Сребролюбие есть - предсказатель старости. Особенно пожилому или старому человеку свойственно думать: мне денег надо побольше, а то, как я в старости как буду жить? Как меня похоронят, если денег не будет?
Безумие! Неужели не похоронят, а выбросят на улицу? Я как священник в таких случаях отвечаю: «Милый человек, а ты разве не знаешь, что ты сегодня умереть можешь?». В Евангелии от Луки (12:20) мы читаем, как Господь сказал богачу: сумасшедший, в эту же ночь душу твою вытянут, возьмут. Кому же достанется то, что ты заготовил?
Сребролюбие есть - предвозвестник голода, гадатель о бездождии. Как часто мы слышим: сейчас надвигаются такие страшные времена, что надо срочно запастись продуктами. Вот об этих думах и говорит прп. Иоанн Лествичник, святой отец как бы говорит нам: «Это в вас сребролюбие «играет»!».
Это недоверие Богу. На самом деле, Господь наш великий Кормитель, Он прокормит тебя, где бы ты ни находился. Прислушайтесь к словам о птицах небесных, они не сеют и не жнут, и ничего - живут. Наконец, об этом же свидетельствует хорошая русская поговорка: На весь пост не наешься, на весь голод не напасешься».
3. Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.
Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Вот такие сказаны жесткие слова сказаны о сребролюбцах: он хулит Святое Евангелие, он - добровольный отступник.
Сребролюбие очень быстро отводит от Бога. Почему в 90-е годы перестали ходить в храм. Говорят: непонятно богослужение, но эта проблема решаема; говорят «не те батюшки» и эта проблема тоже решаема: мы не к священнику, а к Богу приходим; говорят есть проблема злых бабушек, но и она тоже решаема. На основании разговоров со многими людьми, корень лежит в другом. Люди, которые перестали ходить в храм, говорят: «Ну, знаешь, дела, бизнес, надо жизнь строить». Фактически отступником человека заставило стать сребролюбие. Что с этими людьми дальше будет? Я не знаю.
Но самый главный пример отступника - человек, обладавший даром исцелять слепых, воскрешать мертвых, очищать прокаженных, которого звали Иуда по прозвищу Искариот. Обладая этими колоссальными дарами, он польстился на деньги, стал предателем, мерзавцем в мировой истории и сейчас находится на груди у сатаны.
Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает. Человек, любящий людей не может спокойно смотреть на нужды людей, он расточает свои деньги, которые у него в один карман приходят, а из другого - выходят. Как-то подсчитали, что прав. Иоанну Кронштадтскому в год иногда приходило пожертвований до миллиона рублей царскими деньгами, не сегодняшними!, но к вечеру у него в кармане, бывало, оставалось по 20-30 копеек. Потому что он немедля их раздавал. Почему? Потому что праведный Иоанн Кронштадтский имел любовь: кто стяжал любовь, тот расточил имущество.
Человека, который расточил имущество ради любви, который раздает милостыню нищему, кто понимает на деле, что такое любовь к ближнему, такого человека всегда поддержат окружающие: Глубокая нищета их преизбытучествет в богатстве их радушия (2 Кор, 8:1). Такой человек ни в чем не будет нуждаться, на земле он будет «преизбытучествовать» благами и в Царстве Небесном он награду получит. Это и понятно, потому что великий Питатель - Бог, Он никогда не оставит человека без помощи.
5. Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное.
Для Бога не важно количество собираемых денег, а важно расположение нашего сердца. Он Сердцеведец смотрит на наши тайные устремления.
- «Кто милует нищего, тот попечителем имеет себе Бога» прп. Исаак Сирин
- «В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому что и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21)» прп. Ефрем Сирин
- «Сребролюбие, как и всякая страсть, гнездится в сердце человека и обладает сердцем» свт. Тихон Задонский
- «При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь..» прп Ефрем Сирин
6. Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным.
Человек, любящий принимать странников, любящий помогать нищим всегда может встретить Самого Бога. И такие случаи описаны в Ветхом Завете. Например, когда праведный Авраам принимал в виде трех ангелов Самого Бога.
Много позднее также был такой случай в жизни святого Григория Двоеслова, папы римского, который собирал нищих и сам служил им за трапезой.
«Однажды он поручил своему казначею призвать к трапезе двенадцать странников, и когда сел с ними обедать и посмотрел на них, Григорий увидел, что их было тринадцать. Тогда, призвав казначея, он тихо спросил его:
– Не двенадцать ли я велел тебе призвать, зачем же ты, против воли моей, призвал тринадцать?
Устрашился казначей и отвечал ему:
– Поверь мне, владыко честный: здесь только двенадцать их! – ибо ни ему, ни другому кому, кроме папы, не виден был тринадцатый странник.
В другой день, служа "странным людям" за трапезою, Григорий хотел подать, по смиренному обычаю своему, воды на руки одному из них, и только что обернулся за водоносом, как тот, которому хотел он служить, исчез, и не мог найти его Григорий, как ни искал.
В ту же ночь в сонном видении явился ему Господь и сказал:
– В прочие дни ты принимал членов моего великого тела, в лице нищих, а вчера принял Меня Самого».
7. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто.
Рассказывают, как один монах на Афоне во время молитвы услышал, как ему Богородица говорит: Хорошо у вас сегодня, два человека помолились.
- Как же два? В храме человек тридцать стояло.
- Остальные, кто был на огороде, кто оливки собирал, кто по базару прохаживался, и только два человека молились.
У человека, которого охватила страсть сребролюбия - будут бесконечные заботы, которые делают ум нечистым, а потому и молитву нечистой. В это время человек и с Богом не общается, и дела свои не делает. Как часто это бывает и у нас! И, наоборот, если человек победил эту страсть, то он молится чисто.
8. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки.
Этими словами приведено духовное правило, хорошо известное нашим современникам: «Вот накоплю денег и буду давать». Но вот много накопил, а тут вдруг «рука сжалась».
Из беседы священников. Вопрос священника Олега Стеняева: «Почему нищие стоят у храмов, но не стоят у банков? В банках денег, конечно же, больше, чем в храмах».
Ответ священника Даниила Сысоева примером из жизни: «А почему в 1998 году на храмы и благотворительные программы жертвовали намного больше, чем в последующие годы, а меньше всего, практически ничего не жертвовали, в 2008 году, когда нефть стоила 140 долларов за баррель?
Потому что сребролюбие дает подкормить себя мнимой милостыней, чтобы иметь предлог для накопления. А потом, когда появились деньги, рождается мысль, что «надо деньги делать», какая уж тут милостыня! Так сребролюбие съедает душу человека».
Священное Писание учит нас, что когда умножается богатство, не надо прилагать к этому сердце: Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс.61:10). Важно понимать, не само обладание материальными благами делает людей грешниками, а пристрастие к ним, привязанность, сердечное стремление. В этом случае не ты уже обладаешь деньгами, а деньги обладают тобой. Это касается не только богатых и обеспеченных. Можно быть абсолютно бедным, ничего не имеющим человеком и при этом иметь сильнейшую похоть к деньгам.
9. Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету.
Миссионер Даниил: «Есть нищие (материально), которые общаются со смиренными (нищие духовно), у которых нет ничего своего и тогда первые понимают, что они ничего не потеряли, нищета телесная им дана во спасение и для свободы.
Это хороший ответ тем, которые страдают от того, что у них денег не хватает. Им дается совет - научитесь за эту нищету благодарить Бога и вам станет легче».
10. Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно вспоминает слово апостола: «праздный да не яст» (2Сол.3:10); и другое: «руце сии послужисте мне и сущим со мною» (Деян.20:34).
Сребролюбие относится к смертным грехам. Свт. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого:
«Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно.
Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …
Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо.
Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
Свт. Димитрий Ростовский еще раз дает совет нам, христианам - не гонись за многим, но будь благодарен за малое: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца», - говорит пророк (Пс. 61:11). Великое безумие прилагать сердце к золоту и уповать на гибельное лихоимство. Итак, не надейся на тленное богатство и не спеши за золотом, ибо, как сказано: «Любящий золото не будет прав» (Сир. 31:5), но возлагай упование на Бога живого (1 Тим. 4:10), Который пребывает вовеки и все сотворил».
ПРИТЧА
Попросила болезнь у сребролюбия денег.
Не так, чтобы мало, но для нее все равно, что капля в море!
Задумалось сребролюбие: «Жалко, конечно, болезнь. Надо бы дать денег! Но…из какого тайника ей их дать? Из подвала – жалко. Там как раз кругленькая сумма собрана. Отбери чуть-чуть – и сразу не то будет! Из тех, что в стене замурованы? Но ведь это стену надо ломать. В сейф залезть, где деньги на повседневные нужды лежат? Так тогда ключи доставать надо. А это, ой, как непросто!»
И правда. Они ведь у сребролюбия в сердце были…
Предлагаем вам видеоматериал о сребролюбии и борьбе с ним.
Лествица. 16-ая ступень. О сребролюбии
Сребролюбие и борьба с ним. Лекция. Протоиерей Андрей Рахновский
Все новости раздела
В дни Великого поста мы, готовясь к Святому Причастию, читаем особое песнопение «Егда славнии ученицы…», в котором вспоминается грех Иуды и звучит предостережение душе о страсти сребролюбия. Особенно пронзительно звучит этот текст в дни предательства Христа в Великий Четверг и на утрене Великой Пятницы.
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!
Перед днями, когда мы будем вспоминать Страсти Христовы, нам следует заблаговременно прочитать, для нашего сохранения, о грехе сребролюбия. Тем более, что этот грех в наше время становится особенно распространенным, чего только стоит одно только изречение «человек – хозяин своей судьбы», в котором закладывают и страсть к накопительству, как способу «простраивания своего будущего».
В этом начинании руководством нам станет «Лествица», труд святого отца нашего прп. Иоанн Лествичника, он поможет нам «обозначить» врага.
Слово 16-ое «О сребролюбии» из сокровищницы Лествицы небольшое по объему, но дающее духовное представление о сущности этого греха. Предлагаем прочитать его, снабдив наставлениями святых отцов, духовно опытных людей, наших современников, священников-миссионеров.
1. Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тмоглавного беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании.
Прп. Иоанн Лествичник называет этого беса тьмоглавным, т.е. имеющим десять тысяч голов или родоначальником тьмы других грехов. Свт. Иоанн Златоуст описывает порождения этой страсти:
- «Поистине сребролюбие ужаснейшая из всех страстей. Отсюда расхитители гробниц, отсюда убийцы, отсюда войны и битвы, отсюда всякое зло, какое бы ты ни назвал. И подобный человек <сребролюбец> везде бывает бесполезен, случится ли ему начальствовать над войском, или управлять народом. И он бывает таким не только в делах общественных, но даже и в частных».
- «...Сребролюбец ненавистен не только потому, что презирает живущих в скудости, но и потому, что сам привыкает к жестокости и бесчеловечию, а равно презирающий деньги для бедных тем и любезен, что милосерд и человеколюбив».
- «Сребролюбцы боятся, чтобы когда-нибудь законным образом не вышло из дома их то, что вошло неправедно. Они трепещут за всякую малость, гневаются, раздражаются против домашних и против чужих. Попеременно овладевает ими то малодушие, то страх, то ярость, и они, как бы переходя с утеса на утес, каждодневно ожидают того, чего еще не получили. Вследствие этого они не наслаждаются и тем, что имеют, как потому, что не уверены в своей безопасности, так и потому, что всею мыслию устремляются к тому, чего еще не получили. И как непрестанно томящийся жаждою, хотя бы выпил бесчисленные источники, не чувствует удовольствия, потому что не насыщается, так сребролюбцы не только не ощущают удовольствия, но еще тем более мучаются, чем более получают богатства, так как их похоть не имеет никаких пределов. Таково настоящее состояние сребролюбцев!»
2. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии.
Поклонение идолам означает, как согласно пишут святые отцы, что человек в сердце поселил не Бога, а нечто другое. Об этом сказал Авва Херемон: «Кто не подает необходимого бедным, и свои деньги, которые бережет по недоверчивой скупости, предпочитает заповедям Христовым, тот впадает в порок идолопоклонства, так как любовь к мирскому веществу предпочитает любви Божией».
Приводим подробный комментарий на эти слова прп. Иоанна из миссионерской беседы священника Даниила Сысоева:
«Сребролюбие есть поклонение идолам - деньги становятся для человека идолом, им он приносит буквально всю свою жизнь; в нашей реальности люди, которые обуяны этой страстью, в случае, когда они оказываются разорены, заканчивают жизнь самоубийством; в древности в языческих сообществах люди сжигали детей на кострах в честь бога богатства, да и в наше время убийство наших детей идет под тем же предлогом: Зачем плодить нищету? Я еще должен для себя пожить.
Как будто человек живет для себя! Он обманывается, он не для себя живет, он живет для денег, которым служит как купленный раб.
Сребролюбие есть - дщерь неверия, потому что человек со страстью сребролюбия не верит Богу, а потом уже не верит и в Бога. А во что он верит? Этот человек верит в деньги: он считает, что деньги могут все. Именно поэтому на Бога он не надеется и не верит в Бога.
Сребролюбие есть - извинение себя своими немощами. Это еще одно оправдание сребролюбия: вдруг я буду болеть, и мне нужны будут деньги на лечение, а что же тогда будет со мной, если денег не будет? Но не проще ли христианам положить упование на Бога, который силен исцелить и больного? Вспомните случай исцеления человека, «хромого от чрева матери», ап. Петром и Иоанном (Деяниях апостолов 3:1-8):
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
Апостолы Петр и Иоанн говорят, денег у нас нет, но дадим то, что у нас есть во имя Иисуса Христа: во имя Иисуса Христа встань и ходи. Вы только представьте! Какие деньги такое могут сделать: хромого от рождения человека поставить на ноги? Да никакие. И это чистая правда, наша жизнь полна чудесных случаев исцеления и помощи больным.
Сребролюбие есть - предсказатель старости. Особенно пожилому или старому человеку свойственно думать: мне денег надо побольше, а то, как я в старости как буду жить? Как меня похоронят, если денег не будет?
Безумие! Неужели не похоронят, а выбросят на улицу? Я как священник в таких случаях отвечаю: «Милый человек, а ты разве не знаешь, что ты сегодня умереть можешь?». В Евангелии от Луки (12:20) мы читаем, как Господь сказал богачу: сумасшедший, в эту же ночь душу твою вытянут, возьмут. Кому же достанется то, что ты заготовил?
Сребролюбие есть - предвозвестник голода, гадатель о бездождии. Как часто мы слышим: сейчас надвигаются такие страшные времена, что надо срочно запастись продуктами. Вот об этих думах и говорит прп. Иоанн Лествичник, святой отец как бы говорит нам: «Это в вас сребролюбие «играет»!».
Это недоверие Богу. На самом деле, Господь наш великий Кормитель, Он прокормит тебя, где бы ты ни находился. Прислушайтесь к словам о птицах небесных, они не сеют и не жнут, и ничего - живут. Наконец, об этом же свидетельствует хорошая русская поговорка: На весь пост не наешься, на весь голод не напасешься».
3. Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.
Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Вот такие сказаны жесткие слова сказаны о сребролюбцах: он хулит Святое Евангелие, он - добровольный отступник.
Сребролюбие очень быстро отводит от Бога. Почему в 90-е годы перестали ходить в храм. Говорят: непонятно богослужение, но эта проблема решаема; говорят «не те батюшки» и эта проблема тоже решаема: мы не к священнику, а к Богу приходим; говорят есть проблема злых бабушек, но и она тоже решаема. На основании разговоров со многими людьми, корень лежит в другом. Люди, которые перестали ходить в храм, говорят: «Ну, знаешь, дела, бизнес, надо жизнь строить». Фактически отступником человека заставило стать сребролюбие. Что с этими людьми дальше будет? Я не знаю.
Но самый главный пример отступника - человек, обладавший даром исцелять слепых, воскрешать мертвых, очищать прокаженных, которого звали Иуда по прозвищу Искариот. Обладая этими колоссальными дарами, он польстился на деньги, стал предателем, мерзавцем в мировой истории и сейчас находится на груди у сатаны.
Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает. Человек, любящий людей не может спокойно смотреть на нужды людей, он расточает свои деньги, которые у него в один карман приходят, а из другого - выходят. Как-то подсчитали, что прав. Иоанну Кронштадтскому в год иногда приходило пожертвований до миллиона рублей царскими деньгами, не сегодняшними!, но к вечеру у него в кармане, бывало, оставалось по 20-30 копеек. Потому что он немедля их раздавал. Почему? Потому что праведный Иоанн Кронштадтский имел любовь: кто стяжал любовь, тот расточил имущество.
Человека, который расточил имущество ради любви, который раздает милостыню нищему, кто понимает на деле, что такое любовь к ближнему, такого человека всегда поддержат окружающие: Глубокая нищета их преизбытучествет в богатстве их радушия (2 Кор, 8:1). Такой человек ни в чем не будет нуждаться, на земле он будет «преизбытучествовать» благами и в Царстве Небесном он награду получит. Это и понятно, потому что великий Питатель - Бог, Он никогда не оставит человека без помощи.
5. Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное.
Для Бога не важно количество собираемых денег, а важно расположение нашего сердца. Он Сердцеведец смотрит на наши тайные устремления.
- «Кто милует нищего, тот попечителем имеет себе Бога» прп. Исаак Сирин
- «В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому что и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21)» прп. Ефрем Сирин
- «Сребролюбие, как и всякая страсть, гнездится в сердце человека и обладает сердцем» свт. Тихон Задонский
- «При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь..» прп Ефрем Сирин
6. Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным.
Человек, любящий принимать странников, любящий помогать нищим всегда может встретить Самого Бога. И такие случаи описаны в Ветхом Завете. Например, когда праведный Авраам принимал в виде трех ангелов Самого Бога.
Много позднее также был такой случай в жизни святого Григория Двоеслова, папы римского, который собирал нищих и сам служил им за трапезой.
«Однажды он поручил своему казначею призвать к трапезе двенадцать странников, и когда сел с ними обедать и посмотрел на них, Григорий увидел, что их было тринадцать. Тогда, призвав казначея, он тихо спросил его:
– Не двенадцать ли я велел тебе призвать, зачем же ты, против воли моей, призвал тринадцать?
Устрашился казначей и отвечал ему:
– Поверь мне, владыко честный: здесь только двенадцать их! – ибо ни ему, ни другому кому, кроме папы, не виден был тринадцатый странник.
В другой день, служа "странным людям" за трапезою, Григорий хотел подать, по смиренному обычаю своему, воды на руки одному из них, и только что обернулся за водоносом, как тот, которому хотел он служить, исчез, и не мог найти его Григорий, как ни искал.
В ту же ночь в сонном видении явился ему Господь и сказал:
– В прочие дни ты принимал членов моего великого тела, в лице нищих, а вчера принял Меня Самого».
7. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто.
Рассказывают, как один монах на Афоне во время молитвы услышал, как ему Богородица говорит: Хорошо у вас сегодня, два человека помолились.
- Как же два? В храме человек тридцать стояло.
- Остальные, кто был на огороде, кто оливки собирал, кто по базару прохаживался, и только два человека молились.
У человека, которого охватила страсть сребролюбия - будут бесконечные заботы, которые делают ум нечистым, а потому и молитву нечистой. В это время человек и с Богом не общается, и дела свои не делает. Как часто это бывает и у нас! И, наоборот, если человек победил эту страсть, то он молится чисто.
8. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки.
Этими словами приведено духовное правило, хорошо известное нашим современникам: «Вот накоплю денег и буду давать». Но вот много накопил, а тут вдруг «рука сжалась».
Из беседы священников. Вопрос священника Олега Стеняева: «Почему нищие стоят у храмов, но не стоят у банков? В банках денег, конечно же, больше, чем в храмах».
Ответ священника Даниила Сысоева примером из жизни: «А почему в 1998 году на храмы и благотворительные программы жертвовали намного больше, чем в последующие годы, а меньше всего, практически ничего не жертвовали, в 2008 году, когда нефть стоила 140 долларов за баррель?
Потому что сребролюбие дает подкормить себя мнимой милостыней, чтобы иметь предлог для накопления. А потом, когда появились деньги, рождается мысль, что «надо деньги делать», какая уж тут милостыня! Так сребролюбие съедает душу человека».
Священное Писание учит нас, что когда умножается богатство, не надо прилагать к этому сердце: Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс.61:10). Важно понимать, не само обладание материальными благами делает людей грешниками, а пристрастие к ним, привязанность, сердечное стремление. В этом случае не ты уже обладаешь деньгами, а деньги обладают тобой. Это касается не только богатых и обеспеченных. Можно быть абсолютно бедным, ничего не имеющим человеком и при этом иметь сильнейшую похоть к деньгам.
9. Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету.
Миссионер Даниил: «Есть нищие (материально), которые общаются со смиренными (нищие духовно), у которых нет ничего своего и тогда первые понимают, что они ничего не потеряли, нищета телесная им дана во спасение и для свободы.
Это хороший ответ тем, которые страдают от того, что у них денег не хватает. Им дается совет - научитесь за эту нищету благодарить Бога и вам станет легче».
10. Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно вспоминает слово апостола: «праздный да не яст» (2Сол.3:10); и другое: «руце сии послужисте мне и сущим со мною» (Деян.20:34).
Сребролюбие относится к смертным грехам. Свт. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого:
«Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно.
Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …
Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо.
Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
Свт. Димитрий Ростовский еще раз дает совет нам, христианам - не гонись за многим, но будь благодарен за малое: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца», - говорит пророк (Пс. 61:11). Великое безумие прилагать сердце к золоту и уповать на гибельное лихоимство. Итак, не надейся на тленное богатство и не спеши за золотом, ибо, как сказано: «Любящий золото не будет прав» (Сир. 31:5), но возлагай упование на Бога живого (1 Тим. 4:10), Который пребывает вовеки и все сотворил».
ПРИТЧА
Попросила болезнь у сребролюбия денег.
Не так, чтобы мало, но для нее все равно, что капля в море!
Задумалось сребролюбие: «Жалко, конечно, болезнь. Надо бы дать денег! Но…из какого тайника ей их дать? Из подвала – жалко. Там как раз кругленькая сумма собрана. Отбери чуть-чуть – и сразу не то будет! Из тех, что в стене замурованы? Но ведь это стену надо ломать. В сейф залезть, где деньги на повседневные нужды лежат? Так тогда ключи доставать надо. А это, ой, как непросто!»
И правда. Они ведь у сребролюбия в сердце были…
Предлагаем вам видеоматериал о сребролюбии и борьбе с ним.
Лествица. 16-ая ступень. О сребролюбии
Сребролюбие и борьба с ним. Лекция. Протоиерей Андрей Рахновский
Другие новости раздела
Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху
24 апреля, в праздничный пасхальный день в ДК Барнаула выступил хор воскресной школы Покровского кафедрального собора, под руководством Вероники Архиреевой девочки исполнили: Тропарь Пасхи греко-латино-славянский; Он воскрес и теперь переливами А. Чепурен
Встречаем Пасху!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! - Звучали звонкие голоса ребят Воскресной школы Храма пророка Божия Илии и всех присутствующих на Празднике. Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и р
Популярные новости
В день празднования Смоленской иконы Божией Матери настоятель Александро-Невского Собора возглавил Божественную Литургию
10 августа 2024 года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия" и день своего рождения, Благочинный Барнаульского городского округа, настоятель Александро-Невского Собора города ...
Преображение Господне
19 августа 2024 года, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Благочинный Барнаульского городского округа и настоятель Александро-Невского Собора протоиерей Андрей Басов возглавил Божественную ...