Актуальная аналитика

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона о биометрии

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона о биометрии
Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) к проекту федерального закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных».

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) к проекту федерального закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В законопроект по предложению Церкви внесены следующие поправки, направленные на обеспечение права гражданина на отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных.

Во-первых, законопроект прямо предусматривает не только право лица на отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных, но содержит также и нормы, касающиеся формы и процедуры отказа. Так, согласно ст. 2 законопроекта, отказ предоставляется лицом лично в отделение МФЦ с получением в МФЦ письменного подтверждения предоставления такого отказа. Форма данных отказа и его письменного подтверждения будут определены Правительством РФ. Важно отметить, что лицо вправе отозвать отказ, предоставив такой отзыв лично в отделение МФЦ, с получением письменного подтверждения отзыва отказа. На этот случай форма отзыва отказа и его письменного подтверждения также будут определены Правительством РФ.

Во-вторых, законопроект допускает размещение на едином портале госуслуг (ЕПГУ) сведений об отказе от сбора и размещения биометрических персональных данных, а также об отзыве такого отказа только в том случае, если лицо зарегистрировалось в единой системе идентификации и аутентификации. В случае, если гражданин не дал согласия на такую регистрацию, сведения о сделанном им отказе от сбора и размещения биометрических персональных данных, а также об отзыве такого отказа в ЕПГУ.

В-третьих, законопроект запрещает дискриминацию граждан в зависимости от прохождения ими идентификации и аутентификации. Так, в ст. 2 законопроекта содержатся положения о том, что оказание услуг, выполнение работ и продажа товаров не могут быть обусловлены прохождением идентификации и аутентификации. Равным образом объем предоставляемых услуг (выполняемых работ) и количество товаров также не могут зависеть от прохождения потребителем идентификации и аутентификации.

Важно, что законопроектом предусмотрено исключительное право родителей и иных законных представителей несовершеннолетних предоставлять согласие на размещение и обработку их биометрических персональных данных. Соответственно, родители вправе отказаться от сбора и размещения биометрических персональных данных несовершеннолетних, а также отозвать впоследствии данных отказ.

Хотела бы также отметить, что законопроект предусматривает создание при правительстве РФ Координационного совета по развитию цифровых технологий идентификации и аутентификации на основе биометрических персональных данных. В состав данного совета войдут не только представители общественности и экспертного сообщества, но также и представители централизованных религиозных организаций.

Церковь предлагала также установить закрытый перечень биометрических персональных данных, подлежащих размещению и обработке в целях идентификации и аутентификации. Данное предложение учтено частично. Редакция законопроекта предусматривает закрытый перечень биометрических персональных данных подлежащих сбору и размещению в единой биометрической системе, к таким данным относятся изображение лица человека, полученное с помощью фото- и видеоустройств и запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств. Однако, после 2024 года данный перечень предполагается расширить, о чем сказано в п. 9 ст. 27 законопроекта, согласно которому с 1 сентября 2024 года действие закона будет распространено на виды биометрических персональных данных, определенные Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и Координационным советом. Вместе с тем, установленный законопроектом запрет на размещение и обработку геномной информации не подлежит пересмотру.



Все новости раздела


Другие новости раздела

Высшее образование не может сводиться исключительно к получению профессии, — профессор МГИМО

Высшее образование не может сводиться исключительно к получению профессии, — профессор МГИМО

Высшее образование не может сводиться только к получению профессии и дальнейшей успешной карьере, т.к. прежде всего, оно приобщает человека к системе знаний и мировой культуре на особом университетском уровне, считает Владимир Легойда.

Расчеловечивание человека представляет не меньшую угрозу, чем очеловечивание искусственного интеллекта, — Владимир Легойда

Расчеловечивание человека представляет не меньшую угрозу, чем очеловечивание искусственного интеллекта, — Владимир Легойда

На фоне опасений, связанных с вхождением в человеческий мир искусственного интеллекта, не стоить забывать об опасности расчеловечивания человека, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Популярные новости

В столице Татарстана встретили мощи преподобного Макария Алтайского
Новости прихода

В столице Татарстана встретили мощи преподобного Макария Алтайского

26 мая 2024 г. Делегация  Алтайской митрополии сопровождающая мощи преподобного Макария Алтайского прибыла в Казань. В столице Татарстана делегацию встречали духовенство и ...

В Тобольск прибыли мощи преподобного Макария Алтайского
Новости прихода

В Тобольск прибыли мощи преподобного Макария Алтайского

28 мая 2024 года в Софийско-Успенский собор Тобольского кремля прибыли мощи преподобного Макария (Глухарева), апостола Алтая. Архимандрит Макарий (в миру — Михаил Яковлевич ...